КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Фактор Лаврика


В Кузбассе грянули две аварии подряд; на шахтах “Ульяновская” и “Юбилейная” погибли 149 человек. Трагедия стала поворотным моментом в истории “Южкузбассугля”, чьи шахты обрушились. Кемеровский губернатор Аман Тулеев вынес приговор менее чем через 12 часов после второй аварии: либо владельцы продают “Южкузбасс”, либо он останется без лицензии. Компания на 50% принадлежит “Евразу”, а еще 50% распределены между тремя менеджерами – гендиректором Георгием Лавриком, финдиректором Юрием Кушнеровым и директором по производству Александром Говором. Через пару дней совет директоров “Евраза” проголосовал за то, чтобы выкупить у менеджеров “Южкузбасса” их доли.

Один из продавцов, Георгий Лаврик – сын основателя “Южкузбасса” Владимира Лаврика, погибшего в сентябре 2006 г. Лаврик-старший отличался от большинства красных директоров тем, что не сдал бизнес превосходящему по силам металлургическому холдингу, а превратил врага в партнера. Дела с “Евразом” Лаврик начал в конце 90-х, когда он и другие менеджеры компании “Кузнецкуголь” (с 1997 г. Лаврик был ее директором) создали со структурами акционеров “Евразхолдинга” этот самый “Южкузбасс”. Целью союза и был “Кузнецк”, который в то время готовили к приватизации. Подготовка шла активно: угольщики рассказывали, что пакеты акций некоторых шахт “Кузнецкугля” еще до приватизации оказались в собственности “Южкузбасса”. И Тулеев не стоял в стороне: накануне федерального аукциона Кемеровская область продала “Евразу” около 15% “Кузнецка”. Ну и драки не получилось: в 2001 г. 40% компании достались структурам “Евразхолдинга” примерно за $15 млн, еще 20% недорого докупили на спецаукционе. Позднее шахты “Кузнецкугля”, как и другие угольные активы “Евраза” и Лаврика, были консолидированы в “Южкузбассугле”.

Союз красного директора и металлургического холдинга оказался продуктивным: угольный бизнес из подпорки металлургического хозяйства превратился в самостоятельный доходный кусок. Перед собственным IPO “Евраз” консолидировал 50% “Южкузбасса” – доля в компании стоимостью $1,35 млрд (на момент выкупа) украшала отчеты. Дело шло к угольному IPO.

Но в 2006 г. Лаврик разбился на вертолете – долю в компании и руководящий пост унаследовал его сын, Лаврик-младший. Который оказался менее удачливым директором.