Поезда-дискаунтеры


Пассажирские перевозки – самое проблемное направление деятельности РЖД. В прошлом году они принесли компании 24,5 млрд руб. убытка, рассказал “Ведомостям” гендиректор федеральной пассажирской дирекции РЖД Валерий Шатаев.

Министерство постоянно интересуется, какие у РЖД есть предложения, чтобы снизить убыточность пассажирских перевозок. Одно их них – формирование низкобюджетных поездов: дешевый билет компенсируется большим числом пассажиров. Стоимость проезда в поездах-дискаунтерах будет дешевле плацкарта примерно на 20%, обещает Шатаев, зато ежегодный прирост пассажиров может составить 5–7% (сейчас – около 2%). Сегодня, по его оценке, 20 млн жителей страны не могут позволить себе билет даже в плацкартном вагоне за 500–800 руб., не говоря уж о купе в фирменных поездах (3500–3800 руб.).

На прибыль РЖД не рассчитывает. “Мы надеемся не получить дополнительных убытков”, – признается Шатаев.

Сокращать издержки железнодорожники будут по примеру авиакомпаний. Прежде всего, вводить в эксплуатацию новый подвижной состав, который по изготовлению и обслуживанию должен быть дешевле нынешнего, рассказывает Шатаев. Обсуждается несколько вариантов вагонов, говорит представитель “Трансмашхолдинга” Анатолий Мещеряков. Сегодня каждый вагон оснащен автономной системой энерговодоснабжения. Если ее убрать, то стоимость вагонов будет ниже (по оценке президента Ассоциации собственников подвижного состава Эдуарда Поддавашкина, на 20%). Они подходят для поездов постоянного формирования, в которых функция “снабженца” возложена на один вагон. Есть идея недорогих летних вагонов – без обогрева при низких температурах. Наконец, экономия возможна за счет увеличения мест в купе (лежачих, уточняет Мещеряков) – с четырех до шести (тогда в вагон вмещается вместо 36 человек 54). На ближние расстояния, по словам Шатаева, можно запускать еще более дешевые поезда с сидячими местами.

Какой именно вагон выберет РЖД, сказать трудно – технического задания от компании не поступало, говорит Мещеряков. Экономика проекта только просчитывается, подтверждает Шатаев. С июня РЖД проводит эксперимент, результаты которого покажут, насколько востребованы населением низкобюджетные поезда. Эти результаты лягут в основу предложений РЖД в федеральную тарифную службу. “По 100 направлениям внутри России курсируют составы, сформированные из устаревших вагонов, – рассказывает Шатаев. – В них соблюдены все нормы безопасности и санитарии, но уровень комфорта пониженный: отсутствуют коврики, занавески, биотуалеты, система кондиционирования – все то, что делает билет дорогим. Спрос хоть и не ажиотажный, но есть”.

Шатаев ожидает, что с осени поезда-дискаунтеры будут ходить на постоянной основе.

Проект не потребует больших затрат – в основном на подвижной состав. Это порядка 25,6 млрд руб., делится расчетами директор департамента компании ФБК Игорь Николаев, исходя из того что для low cost проекта средняя цена пассажирского вагона может быть на 20% ниже, т. е. 12,8 млн руб. (поезд состоит из 20 вагонов, 100 маршрутов).

Идея правильная: РЖД предлагает разные ценовые варианты в зависимости от доходов пассажиров, говорит ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Наиболее востребованными поезда-дискаунтеры будут на коротких маршрутах, до 1500 км – до Самары, Казани, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Адлера, полагает Николаев: как раз на этих направлениях РЖД может составить конкуренцию авиаперевозчикам. Железнодорожники ее не боятся – президент РЖД Владимир Якунин не раз заявлял, что, если есть возможность ехать поездом, люди обязательно ею пользуются.

Для пассажиров часто важна не стоимость билета, а скорость, возражает гендиректор авиадискаунтера Sky Express Марина Букалова.