Охота на персонал


Специалисты прогнозируют, что уже до конца года в Нижний придут еще две-три крупные компании. За последний год спрос вырос на 35%, а по отдельным позициям, например по строительным специальностям, – более чем на 200%, отмечает исполнительный директор Регионального кадрового центра Алена Соловьева. А хедхантеры, по ее словам, освоили рынок менее чем на 30%, большинство работодателей все еще нанимают персонал собственными силами.

Между тем в 2000 г. доля кадровых агентств составляла всего около 10% (см. график). К началу 2000 г. на нижегородском рынке закрепилось около десятка компаний, в том числе московских – таких как “Анкор”, “Профи”, BS-Corp. После этого почти семь лет не появлялось ни одного нового иногороднего игрока. А с 2006 г. началось “второе пришествие”. Сервисные компании всегда идут вслед за своими клиентами – компаниями, осуществляющими экспансию в регионы, поэтому мы открыли здесь представительство, рассказала руководитель Kelly Services в Нижнем Новгороде Светлана Незнанова. А в марте 2007 г. московский оператор интернет-рекрутинга HeadHunter выкупил у местного агентства “Кадровые решения” потенциального конкурента – раскрученный сайт job-info.ru, ориентируясь на приход в регион крупных отечественных и иностранных компаний.

До конца года на нижегородский рынок кадровых услуг могут выйти две-три крупные западные рекрутинговые компании (в Нижнем не работает, например, Man’s Power). Постепенно крупные рекрутинговые фирмы вытеснят небольшие региональные, уверен директор нижегородского представительства Tom Hunt Владимир Якуба.

Мелкие игроки приходят, но не задерживаются, говорит директор кадрово-консультативного центра “Эгида” Людмила Ларионова: в прошлом году в Нижнем Новгороде восемь кадровых агентств прекратили свое существование и появилось 11 новых. По словам Ларионовой, такие “временщики” не работают по четко прописанным договорам с работодателями, демпингуют, одновременно выполняют конкурирующие заказы. За неактивную борьбу с “дикими” агентствами и было расформировано Приволжское отделение АКПП, объяснил исполнительный директор ассоциации Валерий Оськин. Он называет нижегородский кадровый рынок нецивилизованным. “Я скептически отношусь к работе кадровых агентств, три года назад для нас они набрали несколько ветреных сотрудников, которые потом ушли”, – поделился проблемой генеральный директор концерна “Термаль” Владимир Буланов. “Зачастую работодатели рассчитывают получить через рекрутеров сотрудников высокой квалификации, но при этом до 30% новых клиентов не готовы оплачивать подобранную вакансию по рыночной цене”, – говорит пресс-секретарь корпорации Solo Илья Лебедев. В компании RC-Group, которая вышла из АКПП по решению собственников, не считают нижегородский кадровый рынок диким, потому что основные игроки уже закрепились на рынке и работают в своих нишах, сообщила замдиректора компании Лия Кашина, отказавшись назвать мотивы собственников.

Бурный рост рынка будет продолжаться еще минимум 1,5–2 года, полагают Соловьева и Лебедев. При этом расценки на услуги сильные рекрутинговые агентства в ближайшее время скорее всего не поднимут: они исчисляются от среднемесячного дохода нанятого специалиста, а он растет, считает Якуба. В 2006 г. заметно увеличилась стоимость вакансий, особенно для топовых позиций, что происходит одновременно с ростом уровня заработных плат, отмечает Соловьева. Директор по правовому обеспечению и управлению персоналом фармацевтической компании “Нижфарм” Юлия Великанова рассказала “Ведомостям”, что через агентства компания ежегодно подбирает 20% персонала, а бюджет на это увеличивается пропорционально росту заработной платы – в среднем на 8–10% в год. По словам Якубы, в сумме ежемесячная комиссия от клиентов нижегородской компании по подбору персонала может составлять в среднем от $12 000 до $20 000 в месяц (в Москве – до $300 000).