У “Газпрома” отберут газ


По данным выходящего в Москве туркменского интернет-издания “Нейтральный Туркменистан”, о намеченном на 16–18 июля визите Бердымухаммедова в КНР объявил вице-премьер Туркмении, министр иностранных дел Рашид Мередов. Как заявил сам Бердымухаммедов, его визит призван “придать ускорение конкретным проектам, в первую очередь по доставке туркменского газа в Китай”.

Договор о газопроводе из Туркмении в Китай подписан покойным Сапармуратом Ниязовым в Пекине в апреле 2006 г. По соглашению в 2009 г. должен был начать работу газопровод, по которому КНР получала бы 30 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет. Но формулы для определения цены газа в соглашении не было.

Соглашением предусматривалась также совместная разработка газовых месторождений на правом берегу Амударьи.

Бердымухаммедов неоднократно заявлял о намерении довести проект до конца.

Но пока стороны не согласовали существенные вопросы, и прежде всего цену газа, считает Аждар Куртов из Российского института стратегических исследований. По словам Куртова, при переговорах с Туркменией, как и при обсуждении будущих поставок газа с Россией, китайцы настаивают на низкой цене – вероятно, не превышающей $100 за 1000 куб. м.

Реальные запасы месторождений на правом берегу Амударьи неясны. В китайско-туркменском соглашении содержится пункт о том, что, если газа из них не хватит для заполнения газопровода, Туркмения должна добрать необходимый объем из других источников. Фактически это будет означать сокращение продаж газа “Газпрому” – хотя Россия уже платит $100 за 1000 куб. м туркменского газа, а в дальнейшем цена может повыситься, говорит Куртов.

Чаще всего при обсуждении цены туркменского газа фигурирует $100 за 1000 куб. м, но китайцы настаивают на установлении фиксированной долгосрочной цены, соглашается Андрей Грозин из Института стран СНГ. Китайские эксперты при встречах заявляют, что намерения Ашхабада им непонятны, добавляет он. По его мнению, Бердымухаммедов будет использовать наличие двух конкурирующих проектов – российского и китайского для получения уступок от обеих сторон, а потому заинтересован в сохранении неопределенности на возможно длительное время. Визит будет сопровождаться заявлениями об интересе Туркмении к проекту, но едва ли приведет к решению вопроса цены.