ДОХОДНОЕ МЕСТО: Пункты онлайн-питания


“Cегмент интернет-кафе в Москве можно назвать достаточно развитым, а рынок – стабильным. Но в последнее время все больше граждан отдают предпочтение подключению к провайдеру домашних компьютеров, нежели посещению интернет-кафе. В настоящее время интернет-кафе уже отходят на второй план, новых концепций за последнее время не возникло, если не учитывать возможности Wi-Fi во многих заведениях, которые не относят себя к интернет-кафе”, – говорит управляющий директор NAI Russia Владимир Журавлев.

По мнению аналитика инвестиционной компании “Финам” Сергея Фильченкова, интернет-кафе уже нет места ни в бизнес-центрах, ни на торгово-развлекательных площадках. “Большинство бизнес-центров сейчас оснащаются Wi-Fi, так что любой обладатель ноутбука может выйти в Интернет из обычного кафе или другого удобного для себя места. В торговом центре интернет-кафе также не будет пользоваться спросом. Выйти в Интернет можно и дома, поесть – на фуд-корте, а поиграть – в игровом центре. У интернет-кафе в этом плане нет никаких преимуществ”, – считает эксперт.

Сложность обустройства

Эксперты пессимистично оценивают будущее интернет-кафе, а открыть такое заведение не совсем просто. Для этого в первую очередь необходимо найти помещение, которое бы соответствовало ряду требований. “Интернет-кафе должны находиться в центре города, в местах с хорошей проходимостью и большим скоплением туристов – на самых главных улицах и в туристических зонах, гостиницах. Торговые и развлекательные центры также могут обеспечить высокую проходимость и достаточно быстро принести популярность. Масштабность проекта значительно влияет на критерии подбора помещения. Для интернет-кафе среднего уровня, которое вмещает примерно 30–40 рабочих мест, найти нужное помещение проще всего”, – говорит Владимир Журавлев.

По его словам, предпочтительнее, если интернет-кафе будет располагаться на 1-м этаже здания. “Но, в принципе, этажность не является ключевым фактором, проблема 2-го этажа для интернет-кафе неактуальна, так как подобные места посещает в основном целевая аудитория”, – уточняет эксперт. Однако, по мнению менеджера департамента консалтинга компании Becar Commercial Property Moscow Константина Королева, наиболее выгодным можно считать расположение кафе во встроенно-пристроенных помещениях на первых этажах и с отдельным входом с улицы.

“Интернет-кафе ориентированы прежде всего на молодежную аудиторию, поэтому располагать их необходимо вблизи учебных заведений, молодежных магазинов и т. п.”, – отмечает директор департамента управления активами “Миэль – Коммерческая недвижимость” Сергей Лобанов. По его словам, интернет-кафе может находиться как в отдельном здании, так и в рамках административного или торгового центра. Например, известное интернет-кафе Timeonline расположено в торговом центре “Охотный Ряд”.

Однако основные требования относятся к характеристикам помещения. “Для предоставления интернет-услуг необходимы большие электрические мощности, так как в одном месте должно быть расположено множество компьютеров, работающих практически круглосуточно. Кроме того, обязательно учитываются требования ресторанного бизнеса: дополнительные энергомощности, организация вытяжки, системы пожаротушения, получение разрешений СЭС и др.”, – говорит Сергей Лобанов.

По словам Константина Королева, “требования к размещению интернет-кафе базируются на тех же нормативных документах, что и для прочих предприятий общественного питания. Однако для столиков, оборудованных компьютерами, должны соблюдаться дополнительные требования по освещенности, вентиляции и электрической безопасности. И, разумеется, к зданию должен быть подведен широкополосный канал связи”.

Для каждой группы клиентов владелец интернет-кафе должен предоставить свой набор услуг. “Так, для интернет-кафе выгодны

в первую очередь туристы. Именно здесь гость может отправить домой отснятые фотоматериалы, прочитать домашнюю почту и даже позвонить на родину, воспользовавшись, например, эстонской программой Skype. В свою очередь, бизнес-посетители хотят использовать расширенный спектр других услуг, например копирование и распечатку документов, запись файлов на оптические и флэш-носители. Таким образом, в местах активной деловой деятельности интернет-кафе также может найти своего клиента. При размещении в торговом центре кафе должно предоставлять более широкий спектр услуг или делать компьютеризованную зону меньше, чем зону с обычными столиками, т. е., по сути, оно должно быть больше, чем просто кафе с Интернетом, и более походить на обычную точку питания”, – говорит Королев.

Существует важное ограничение по площади. “Интернет-кафе имеет смысл открывать, если там будет расположено не менее 30 посадочных мест, поэтому потенциальному инвестору необходимо искать помещение площадью около 300–400 кв. м”, – говорит Сергей Лобанов. С такой оценкой соглашается Сергей Фильченков. По его словам, под интернет-кафе используются площади от 300 кв. м. “Как правило, такие заведения имеют отдельный вход, хотя зачастую располагаются не на первых этажах. Типичное расположение – район с хорошим пешеходным трафиком, рядом с метро, но не на первой линии – во дворах или переулках”, – добавляет он.

В целом, по оценке “Финама”, затраты на открытие кафе, не считая стоимости аренды, составляют $700–1200 на 1 кв. м и в основном направляются на закупку оборудования и мебели. “Как правило, на 5–7 кв. м приходится один стол. Более плотная рассадка редко оказывается рациональной. Необходимо закупить технику для предоставления дополнительных услуг, открыть компьютерный магазин, копи-центр или, возможно, классы обучения компьютерной грамотности”, – говорит Сергей Фильченков.

По данным директора по развитию Swiss Realty Group Ильи Шершнева, “оборудование сегодня можно легко взять в лизинг, поэтому основные издержки пойдут на отделку площадей и аренду помещения, все остальное – мелочи”. “При расположении в помещениях на первых этажах зданий не первой категории аренда составит примерно $400–600 за 1 кв. м, хотя при центральном расположении, на Новокузнецкой и в Охотном Ряду, ставки должны быть выше”, – добавляет Сергей Лобанов.

Таким образом, для открытия интернет-кафе площадью 300 кв. м придется потратить $210 000–360 000 из расчета $700–1200 за 1 кв. м. Уже за первый год аренды владельцу такого кафе придется заплатить $120 000–180 000. При создании кафе большей площади или с более дорогим дизайном инвестору придется потратить еще более крупную сумму. “Уровень вложений в интернет-кафе может достигать $500 000. Все зависит от того, какая будет кухня, какого уровня компьютерная техника, какой спектр дополнительных услуг собирается предоставлять заведение. В связи с активным развитием дешевого широкополосного доступа в Интернет популярность таких кафе снижается и собственникам приходится разрабатывать новые оригинальные услуги: организовывать на базе кафе обучающие курсы, семинары и даже детские развивающие программы”, – говорит Константин Королев. Следовательно, растут и расходы на создание интернет-точек.

В сторону еды

По мнению Ильи Шершнева, описываемый рынок разделен на два сегмента. Во-первых, это непосредственно интернет-кафе, а во-вторых, это игровые клубы для молодежи, которые играют роль развлекательных центров в спальных районах. “Это различные объекты, они совершенно не связаны друг с другом”, – утверждает эксперт. “Если говорить о специализации, то часть интернет-кафе являются более современными версиями компьютерных клубов, переживавших пик популярности лет 6–8 назад. Здесь акцент сделан на игровые развлечения. Другая часть заведений предлагает меню обычного кафе, дополненное возможностью доступа в Интернет, не все столики в кафе обязательно оборудованы компьютерами. Гость с ноутбуком или карманным компьютером обычно может воспользоваться доступом через Wi-Fi”, – соглашается Константин Королев.

Последнее время, по словам экспертов, число интернет-кафе неуклонно сокращается. “Если в начале 2000-х гг. в Москве насчитывалось примерно 500–600 подобных объектов общей площадью 120 000–140 000 кв. м, то к 2007 г. объемы рынка уже оценивались в 100–150 точек, общая площадь которых составляла 25 000–30 000 кв. м”, – говорит Журавлев.

По общему мнению экспертов, на этом рынке в Москве нет глобальных сетей, однако выделяются некоторые бренды. “Лидируют среди интернет-кафе на московском рынке такие сети, как Cafemax, Timeonline и Netcity, которые располагают 3–6 клубами и предлагают широкий спектр “электронных” услуг”, – добавляет Журавлев.

Именно Cafemax эксперты называют чаще всего в качестве самой популярной сети интернет-кафе в Москве. Эта сеть, по их словам, довольно долго работала чуть выше рынка, однако затем все же продемонстрировала убыточность сегмента, переместившись в другие сегменты рынка.

По данным ее пресс-службы, компания Cafemax была основана осенью 2000 г. согласно бизнес-плану, разработанному McKinsey & Company. Первый полномасштабный интернет-центр сети был открыт в июле 2001 г. в центре Москвы на Пятницкой улице. Площадь кафе составила 1200 кв. м, на которых располагалось более 300 персональных компьютеров. Через несколько месяцев, в сентябре 2001 г., компания запустила проект оборудования веб-точками московских кофеен, в общей сложности они открылись в шести кофейнях “Кофе Хаус”.

Второй крупный интернет-центр был открыт уже в ноябре 2001 г. в Петербурге, на 1-м этаже Эрмитажа. В январе 2002 г. аналогичное кафе появилось в телецентре “Останкино”, затем – в сентябре 2002 г. в Санкт-Петербурге, неподалеку от Московского вокзала на Невском проспекте. Чуть позднее был открыт Cafemaх на Воробьевых горах, на территории МГУ, а в марте 2002 г. появился Cafemax на Новослободской, расположенный недалеко от РГГУ.

Таким образом, компания охватила всех потенциальных клиентов: туристов – за счет расположения вблизи вокзалов и в наиболее важных туристических точках, бизнесменов –

в Останкино и студентов – за счет близости к МГУ и РГГУ. К началу 2003 г. сеть насчитывала шесть крупных интернет-центров и шесть веб-точек. Именно на это время, по мнению экспертов, приходился бум развития этого сегмента.

“Оборот рынка по Москве сейчас составляет около $6 млн. Он прошел в своем развитии несколько этапов. Например, активный рост пришелся на начало 2000-х гг. Если в 2000 г. оборот рынка составил $0,5 млн, то в 2001 г. он увеличился вдвое до $1 млн, в 2002 г. достиг $3,5 млн, а в 2003 г. – уже $5 млн. Затем наступила стагнация: в 2004–2007 гг. сегмент почти не вырос. Широкое распространение Интернета убивает этот бизнес, которому в силу узкого меню сложно конкурировать с обычными кофейнями. Скорее всего он останется на этом уровне или даже перейдет к сокращению”, – говорит Сергей Фильченков.

Показательно, что после резкого взлета этого рынка сеть Cafemax не открыла ни одного нового крупного интернет-центра. Зато она начала развивать новые форматы. Теперь практически в каждом интернет-центре открыт независимый фуд-корт, например на территории МГУ – суши-бар, а на Новослободской – кафе “Пироги за стеклом”. Таким образом, компания развивала пищевую составляющую своего проекта.

Следующим этапом стало создание бренда, напрямую не связанного с предоставлением интернет-услуг. В конце 2005 г. в бизнес-центре “Европа Билдинг” открылись кофейня и столовая “Кофемакс”: от известного интернет-кафе новое название отличалось только одной буквой. Инвестиции в проект составили около $800 000.

Новой сферой стала и работа в сегменте корпоративного питания – кейтеринга. Кафе-бар под брендом “Кофемакс” 1 июня 2007 г. был открыт и в интернет-центре на Новослободской. Более того, там же до этого появился спорт-бар, завлекающий клиентов трансляциями футбольных матчей.

Другие сети интернет-кафе также активно развивают продуктовую составляющую, однако предпочитают сотрудничать с уже существующими кофейнями. Например, интернет-кафе Timeonline в торговом центре “Охотный Ряд” призывает своих посетителей воспользоваться Wi-Fi в расположенной по соседству “Шоколаднице”. Каждая сеть использует различные рекламные акции для привлечения клиентов в зависимости от целевой аудитории. Например, Cafemax проводит интернет-конференции известных журналистов, писателей и музыкантов, а Timeonline организует соревнования по компьютерным играм.

Тающие перспективы

По мнению экспертов, активная рекламная кампания не поможет сегменту интернет-кафе достигнуть новых вершин и оборотов. “Открывать интернет-кафе в Москве сейчас не стоит – это совсем непривлекательный бизнес. Пожалуй, одна из немногих ниш, где он может приносить сколько-нибудь серьезный доход, – это бизнес-центры, где для увеличения дохода интернет-кафе желательно объединить с копицентром. Другое перспективное направление – студенческие общежития и вокзалы”, – считает Фильченков.

“Для делового центра наличие интернет-кафе является желательным компонентом, но не обязательным. Уместнее, если кафе, предоставляющие услуги доступа в Интернет, будут располагаться в торговых центрах, так как основная целевая аудитория большинства торговых центров – это молодежь, а возрастная категория пользователей интернет-кафе колеблется от 16 до 35 лет, соответственно, разместив интернет-кафе в торговом комплексе, можно привлечь больше потенциальных клиентов”, – не соглашается Владимир Журавлев.

По словам Королева, “для делового здания может быть более актуальным временный офис, где можно на некоторое время арендовать рабочее место со всей необходимой техникой и программным обеспечением”. Такая услуга часто предоставляется в отелях, рассчитанных на деловой сектор. “В принципе, для делового или торгового центра интернет-кафе является плюсом, однако наличие его не обязательно в обоих случаях”, – добавляет он.

По мнению Лобанова, основным препятствием для развития сегмента, как ни парадоксально, является развитие интернет-технологий. Во-первых, по его словам, с развитием технологии Wi-Fi практически каждый ресторан или кафе можно назвать интернет-кафе, куда можно прийти с ноутбуком или КПК и зачастую бесплатно зайти во Всемирную сеть. Во-вторых, Wi-Fi появляется в торговых центрах: например, в торговом центре “Трамплин” в районе ст. м. “Молодежная” в зоне фаст-фуда организован такой доступ.

“Не так давно появилась компания Golden Wi-Fi, которая установила свои подстанции практически по всей Москве, покрыв уже более 40% территории. Теперь в Интернет через Wi-Fi можно зайти не только в кафе, но и находясь просто на улице и даже в метро, на некоторых станциях”, – говорит эксперт.

По его словам, интернет-кафе, которые существуют сейчас, показывают низкую рентабельность, поэтому редко располагаются в оживленных местах где-нибудь в центре, где ставки аренды высоки. “Как правило, они существуют в спальных районах Москвы и вблизи учебных заведений. Чтобы поддерживать прибыль на более-менее нормальном уровне, владельцы открывают интернет-кафе с элементами игрового клуба”, – добавляет он. По мнению Журавлева, “срок жизни маленьких интернет-кафе, вмещающих до 20 человек и располагающихся, как правило, в спальных районах, недолог, достаточных инвестиций они не привлекают и редко развиваются в крупную сеть, но заведения такого типа могут открываться десятками каждый год”.

“Интернет-кафе сегодня – не формат для инвестиций. Я уверен, что они умрут как самостоятельный бизнес, как это произошло на всех развитых рынках. Останется Starbucks с несколькими компьютерами, а все остальные могут принести с собой ноутбук и использовать Wi-Fi или коммуникатор в процессе распития кофе. Это тенденция мирового рынка, для интернет-кафе нет рыночной ниши, точнее, она только сокращается, а такие компании, как “Кофемания”, “Кофетун”, “Шоколадница”, смогут использовать эту тенденцию в своих интересах”, – считает Илья Шершнев. По его словам, “игровые клубы будут жить до тех пор, пока рынок не сможет предложить молодежи других достойных развлечений”.

Однако расчеты не всегда подтверждают утверждение об убыточности интернет-кафе. “Один стол с компьютером может принести за 10–12 рабочих часов около $20–25, если не считать заказы из меню. При высокой стоимости одного рабочего места окупить без предоставления дополнительных услуг такое кафе в реальные сроки просто невозможно”, – считает Королев. Однако на примере интернет-центра Cafemax на Новокузнецкой видно, что 300 таких компьютеров принесут в год $2,2–2,7 млн, из которых около 30% составят расходы на арендную плату. Даже учитывая налоговые выплаты и расходы на обновление компьютеров, доходность только с одних интернет-услуг получается, по мнению экспертов, достаточно высокой.

Кроме того, по словам Королева, говорить о растущей экспансии Wi-Fi пока преждевременно: предоставление этих услуг пока весьма убыточно. В любом случае, по словам специалистов, пока что далеко еще не все москвичи обзавелись ноутбуками и, следовательно, нуждаются в услугах интернет-кафе. В первую очередь это действительно касается студентов и туристов, которые не могут себе позволить или предпочитают не возить с собой компьютер.