Рекордный дефицит


В пятницу председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Владимир Барканов представил журналистам предварительный проект бюджета Петербурга на 2008–2010 гг. Он предусматривает в 2008 г. рост доходной части до 275,2 млрд руб., расходной – до 311,6 млрд руб. Эти параметры не окончательные и будут корректироваться по мере согласования расходов с комитетами городской администрации, говорит Барканов. Окончательный проект бюджета будет готов к осени, когда его будут рассматривать депутаты. Все три года бюджет будет дефицитным, в 2008 г. превышение расходов над доходами будет максимальным – около 13,2%.

В целом депутаты называют реалистичные цифры, полагает вице-губернатор Михаил Осеевский. По его словам, рост доходов произойдет в основном за счет увеличения налога на прибыль организаций и физлиц, которые в общей сложности формируют свыше 50% бюджета. Кроме того, Осеевский ожидает роста налоговых поступлений от крупных компаний, перерегистрировавшихся в Петербурге. В прошлом году они заплатили около 20 млрд руб., в этом году чиновники ожидают от крупнейших налогоплательщиков 25–30 млрд руб., утверждает вице-губернатор. За последние два года свои головные офисы в Петербурге зарегистрировали “Газпром нефть” и ВТБ, а “Сибур Холдинг”, “Совкомфлот” и “Трансаэро” встали здесь на налоговый учет. Их налоги в горбюджет будут расти на 15–20% ежегодно, прогнозирует Осеевский.

Больше всего средств должен получить комитет по строительству – в проекте заложено около 28 млрд руб., в этом году расходы комитета составляют 21,3 млрд руб. По словам Барканова, комитет по строительству потребовал увеличить расходы следующего года на 23 млрд руб. Средства пойдут на масштабные проекты по строительству жилья и инженерной инфраструктуры. В мае губернатор Валентина Матвиенко заявила, что в 2008 г. за счет бюджета Петербург построит около 500 млн кв. м жилья.

Город должен занимать как можно больше, используя разные инструменты, а заемные средства пускать на капвложения, считает Барканов. Осеевский, напротив, полагает, что город должен ограничить заимствования. Опыт предыдущих лет показывает, что он сможет превысить план по доходам, что компенсирует дефицит, уточняет Осеевский. В 2006 г. доходы петербургского бюджета превысили план почти на 20%, поэтому вместо дефицита в 6 млрд руб. бюджет был исполнен с профицитом в 32 млрд руб. В проекты бюджета город закладывает пессимистичные показатели, соглашается Барканов.

Когда реальные доходы выше, чем ожидалось, речь идет о плохом планировании, говорит замдиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. Увеличение бюджетного дефицита до уровня, близкого к максимально разрешенному Бюджетным кодексом, он считает рискованным. Допустимый дефицит – 15%, а для дотационных регионов – 10%, напоминает эксперт. Дефицит более чем в 13% не позволяет себе ни один из регионов, утверждает он. Дефицит, близкий к предельному, рискован – например, при уходе из региона по каким-либо причинам крупного налогоплательщика возможен срыв плана по доходам и выход дефицита за пределы, установленные Бюджетным кодексом, рассуждает Дерюгин. Это чревато санкциями от Минфина, который может, например, приостановить трансферты в региональный бюджет, предупреждает он.

Федеральный бюджет последние несколько лет рос по 10–15% в год, говорит начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Петербург развивается значительно быстрее российских регионов, поэтому в ближайшие годы он может смело прогнозировать рост доходов до 20%, считает эксперт. В течение трех лет в Петербурге заработает несколько крупных производств, например четыре автозавода, напоминает Тремасов и добавляет, что это будет способствовать быстрым темпам роста городской экономики.