ДОВСЕ: Стамбульский узел


Система общеевропейской безопасности стала формироваться еще в первой половине 1970-х гг. в ходе работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), созванного по инициативе СССР. С 1994 г. эта организация, объединяющая США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики, получила название Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и необходимого послекризисного восстановления.

После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком обе стороны стремились превратить СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе. Именно в это время были разработаны и подписаны такие ключевые документы, как Парижская хартия для новой Европы, ДОВСЕ, Договор по открытому небу, декларация “О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века” и другие соглашения. Среди всех этих документов именно ДОВСЕ носит фундаментальный характер, так как он, с одной стороны, устанавливает в Европе допустимые уровни тяжелых вооружений, а с другой – вводит систему обязательных проверок и широкого обмена военной информацией.

На рубеже истории

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан в Париже 19 ноября 1990 г., когда в Европе еще сохранялось противостояние между двумя военно-политическими блоками: НАТО – с одной стороны и Организацией Варшавского договора (ОВД) – с другой. Противоборствующие стороны имели приблизительно равное количество тяжелых вооружений, т. е. боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем калибра 100 мм и выше, боевых самолетов и ударных вертолетов. На момент вступления договора в силу у НАТО было определенное преимущество по танкам, бронированным машинам и ударным вертолетам (на 12%, 3% и 42% соответственно), а у стран – членов ОВД – по артиллерийским системам большого калибра и боевым самолетам (на 3% и 26%).

Избыточность тяжелых вооружений (более 20 000 танков и 5000 боевых самолетов с каждой стороны) была очевидной. Считалось, что в Европе необходимо установить безопасный и стабильный баланс обычных вооруженных сил на более низких уровнях, а также исключить возможность внезапного начала крупномасштабных наступательных действий.

Документ предполагает целую систему инспекций, в основном без права отказа, и взаимное предоставление информации о размещенных в Европе тяжелых вооружениях (организационная структура обычных вооруженных сил; количество и места расположения вооружений, в том числе в местах хранения и т. п.), что исключает возможность скрытого накапливания таких вооружений. Таким образом достигается высокий уровень транспарентности и взаимопонимания между участниками договора.

После развала СССР не только бывшие члены Варшавского договора, но и некоторые государства постсоветского пространства (Прибалтика) вошли в НАТО. Договор требовал обновления, что и было сделано в ноябре 1999 г. на стамбульском саммите ОБСЕ. Новая версия договора предусматривает переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника, что исключительно важно для современного состояния безопасности в Европе.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ закрепляет достаточно высокие национальные предельные уровни обычных вооружений. Так, в соответствии с этим документом в европейской части России могут размещаться не более 6350 танков и 3416 боевых самолетов, что, наверное, избыточно для нашего государства на всю обозримую перспективу. Тем не менее введение таких ограничений, в первую очередь для нынешних и потенциальных членов НАТО, и постоянный мониторинг состояния их обычных вооружений позволяет Москве заблаговременно вносить коррективы в Государственную программу вооружений. Это исключительно важно и для всех европейских стран.

Но дело в том, что адаптированный договор ратифицирован только Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной.

Стамбульский узел

На Стамбульском саммите ОБСЕ (1999 г.) помимо Соглашения об адаптации ДОВСЕ были приняты и другие решения – в частности, соглашения, предусматривающие расформирование российских военных баз на грузинской территории в Гудауте и Вазиани (к 2001 г. было выполнено), а также вывод российских вооруженных сил из Молдавии (сохраняющуюся в Приднестровье базу хранения вооружений неправомочно трактовать как военную базу). Ссылаясь на то, что все эти документы были подписаны в Стамбуле одновременно, страны – члены НАТО стали увязывать ратификацию адаптированного ДОВСЕ с выполнением Россией соглашений о выводе войск. Причем вывод войск из Грузии и Молдавии представители НАТО трактуют расширительно – от России требуют вывода и миротворческих сил вне зависимости от их мандата (на территории Абхазии российские военнослужащие представляют Коллективные силы СНГ по поддержанию мира, в Южной Осетии входят в состав Смешанных миротворческих сил, в Молдавии выполняют задачи миротворческой операция в Приднестровье). Таким образом, Вашингтон, пользуясь безоговорочной поддержкой со стороны государств Восточной Европы, стремится максимально ограничить влияние Москвы на постсоветском пространстве, в частности в Грузии и Молдавии. Именно этим вызвано нежелание государств – членов НАТО как ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ, так и распространить сферу его деятельности на прибалтийские государства. По сути, это элемент политического давления на Москву.

В момент принятия ДОВСЕ Советский Союз во многом пошел на односторонние уступки Западу, так как стремился построить в Европе новую систему международной безопасности. Однако наши партнеры воспользовались складывающейся ситуацией и постарались максимально расширить сферу своего влияния. Речь идет и об ускоренном движении НАТО на Восток, и о развертывании рубежей противоракетной обороны в Европе, и о создании военных баз на территории государств – бывших членов ОВД. Россия глубоко разочарована такой позицией Запада и настоятельно требует пересмотра крайне невыгодной ей системы международных отношений. Именно поэтому президент Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров.

Конечно, Россия не собирается пугать Запад новой военной угрозой и по-прежнему рассматривает ДОВСЕ как краеугольный камень европейской безопасности, но любые договоры должны соблюдаться всеми сторонами на равноправной основе. В противном случае никакую систему международной безопасности построить просто невозможно.