Очередями по складам


По мнению заместителя директора “Сибирского грузового терминала” Натальи Шелухиной, сейчас логистический рынок Новосибирска формируют не столько местные компании, сколько иностранные и столичные. Крупные ритейлеры – такие, как Auchan, “Рамэнка”, Metro AG, “Лента”, – используя новые технологии, помогают рынку расти не только количественно, но и качественно, отмечает эксперт. Они предъявляют высокие требования к логистике и готовы оплачивать услуги склада класса А. С Шелухиной согласен коммерческий директор компании Bee Logistic Валентин Прибытков. Он считает, что с приходом крупных торговых сетей потенциал логистического бизнеса растет, но затрудняется оценить емкость новосибирского рынка подобного рода услуг.

“Как правило, клиентами логистических центров являются иногородние и международные компании. Основные потребители услуг класса А – ритейлеры и дистрибуторы”, – говорит директор аналитического агентства RID Analytics Елена Ермолаева. Стоимость услуг терминалов растет вместе с инфляцией, стоимостью энергоресурсов, зарплатой. Но ценовая политика у разных складских операторов разная, отмечает Ермолаева. Ставки зависят от загрузки склада, от занятости ресурсов, даже от времени суток. На стоимость услуг влияют также особенности обработки товара, структуры и частоты отгрузок. Фактически цены устанавливаются для каждого конкретного клиента с учетом его потребностей, особенностей груза и его хранения. В среднем за год ставки возрастают на 10%.

С начала 2007 г. логистические услуги подорожали незначительно – насколько, эксперты еще не посчитали. “Обычно ставки поднимаются на величину инфляции”, – говорит Прибытков. Хотя в 2006 г. аренда качественного склада в Новосибирске подорожала на 20–25%. В этом году управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков не ожидает такого роста ставок.

Большинство логистических центров и складских помещений в Новосибирске располагаются либо в Толмачевском районе, рядом с аэропортом “Толмачево”, либо неподалеку от железнодорожных путей. Город Обь, расположенный в 15 км от Новосибирска, где реализуют проекты несколько девелоперов, удовлетворяет необходимым параметрам, поскольку расположен в непосредственной близости и от аэропорта, и от железной дороги, которая продолжает оставаться главной транспортной артерией региона. В Толмачевском районе областной администрацией зарезервирован участок для промышленно-логистического парка, распоряжение о строительстве которого подписал губернатор области Виктор Толоконский.

“Сибирский грузовой терминал” ведет строительство третьей очереди склада класса А (первая очередь, 10 000 кв. м, запущена в 2004 г., вторая очередь – 20 000 кв. м). Как сообщил директор “Сибирского грузового терминала” Максим Жучков, сейчас заканчивается сооружение силовых полов, почти закончена кровля, закладываются автомобильные доки. Компания планирует ввести третью очередь в эксплуатацию 1 октября этого года. Помимо собственных средств “Сибирский грузовой терминал” привлекает банковские кредиты (список инвесторов компания не уточняет), общий объем инвестиций составит около 100 млн руб. Генеральный подрядчик – компания “Вилсан”, с которой “Сибирский грузовой терминал” давно сотрудничает. Одновременно, по словам Жучкова, ведется проектирование и оформляется разрешительная документация для четвертой очереди. “Мы ведем переговоры с инвесторами, специализирующимися на недвижимости такого рода, а также с потенциальными клиентами. Окончательное решение [с кем подписывать договор] еще не принято”, – сообщил Жучков.

Национальная логистическая компания полным ходом ведет строительство второй очереди логистического парка класса А в городе Обь, сообщила Полина Винокурова, специалист по рекламе и связям с общественностью компании. Первая очередь (10 000 кв. м), сданная в эксплуатацию в 2006 г., уже заполнена. Завершить строительство второй очереди планируется летом 2008 г.

На июль 2008 г. “Русской логистической службой” запланировано открытие склада в Новосибирске (15 000 кв. м, 24 000 паллето-мест).

Bee Logistic также работает над проектом второй очереди складского терминала. Как рассказал Прибытков, компания планирует его построить на участке в 3,5 га, прилегающем к первой очереди. Емкость будущего склада составит порядка 18 000 паллето-мест. Компания не ограничивается Новосибирском. Уже завершается строительство первой очереди складского терминала Bee Logistic в Санкт-Петербурге емкостью 22 000 паллето-мест, его сдача планируется в октябре этого года. Прибытков сообщил, что сейчас компания изучает площадки в Подмосковье. “Как это ни парадоксально, мы развиваем свой бизнес из региона в центр”, – говорит он.

До насыщения рынка логистических услуг Новосибирску еще далеко, потребность в складских терминалах остается достаточно острой, тем более что географическое положение города как крупной развязки железнодорожного и воздушного транспорта делает его привлекательным для развития логистического бизнеса.