Место Миллера


В начале июня Алексей Миллер был госпитализирован из-за болезни почек. Госпитализация была плановой, но возникли осложнения, какое-то время глава “Газпрома” должен находиться под присмотром врачей, говорил тогда пресс-секретарь Миллера Сергей Куприянов. А вчера Миллер вышел на работу, сообщил представитель компании.

За время отсутствия Миллера “Газпромом” руководили заместители – начальник финансово-экономического департамента “Газпрома” Андрей Круглов, зампред правления и главный бухгалтер компании Елена Васильева, а 85% времени – Александр Ананенков, курирующий производство, говорит сотрудник “Газпрома”.

С момента, когда стало известно о болезни Миллера, капитализация “Газпрома” в РТС выросла на 7% до $245 млрд (индекс РТС – на 5%). В случае смены менеджмента Standard & Poor’s (S&P) обязано переоценить финансовую политику компании и ее влияние на рейтинг, говорит аналитик S&P Елена Ананькина, ведь иногда смена первого лица сильно влияет на политику компании. Но отсутствие Миллера в “Газпроме” не ощущалось, по крайней мере извне, говорит она.

В его отсутствие компания успела заключить две стратегически важные сделки. В конце июня “Газпром”, BP и ТНК-BP объявили, что российско-британская компания продаст монополии всю долю (62,8% акций) в “Русиа Петролеум” – владельце лицензии на гигантское Ковыктинское месторождение газа. Цена покупки еще не определена. “Газпром” оценивал ее в $600–800 млн, президент ТНК-ВР Роберт Дадли называл $850–900 млн.

А в июле после двух лет размышлений “Газпром” наконец выбрал иностранного партнера, который поможет ему в разработке гигантского Штокмановского месторождения: французская Total получит 25% в компании – операторе Штокмана. Соглашение с Total подписывал Ананенков, а объявление об этой сделке публиковал как заявление Миллера.

В отсутствие Миллера “Газпром” успел развязать маленькую победоносную войну с Белоруссией. “Газпром” предъявил ультиматум: если до 3 августа “Белтрансгаз” не вернет ему долг в $456 млн за газ в первом полугодии, то поставки газа в Белоруссию будут сокращены на 45%. Но выполнять угрозу не пришлось – Белоруссия выплатила долг.

Механизм управления “Газпромом” в силу его масштаба и политизированности построен так, что компания в состоянии работать без первого лица, отмечает управляющий директор “Атона” Стивен Дашевский: важные политические решения, например в отношении Ковыкты или Total, принимаются на уровне правительства и администрации президента, а за операционной деятельностью компании следят заместители Миллера. Для компании отсутствие зависимости от первого лица – положительный сигнал, добавляет Ананькина. Она приводит в пример “Русснефть”, у которой возникли проблемы из-за ее владельца и гендиректора Михаила Гуцериева. На работе “исполнителей” отсутствие Миллера практически не отразилось, рассказывали “Ведомостям” в июле – августе несколько сотрудников концерна. Но некоторые проекты все же застряли – например, стратегия проекта СПГ-завода в Ленобласти (Baltic LNG) или совместное предприятие “Газпром нефти” с “Лукойлом”, делились двое менеджеров монополии.

Болезнь Миллера усилила слухи о его возможной отставке. Но у чиновников нет планов менять руководителя “Газпрома”, рассказывали “Ведомостям” несколько источников, близких к Кремлю. “В отсутствие Миллера зампреды правления управляли монополией по очереди, чтобы не создавалось мнения о едином преемнике”, – рассказывает чиновник администрации президента. Контракт с Миллером истекает в мае 2011 г.