Одноразовый бренд

Новое изобретение Джонатана Каплана, видеокамера Flip, стало бестселлером на amazon.com, а выручка его компании Pure Digital уже в этом году может достигнуть $100 млн

О крупнейших конкурентах 39-летний предприниматель Джонатан Каплан говорит почти уничижительно: «Kodak – химическая компания. Неужели химическая компания через 50 лет будет лидером в области фотографии? – и добавляет: – А Sony должно быть стыдно. Как может Apple быть первой в сфере музыки?!» За такой самоуверенностью читается стресс от необходимости принимать решения, от которых зависит судьба компании. Говоря о новинке, недорогой цифровой видеокамере Flip, Каплан признается: «Принимая это решение, я боялся, как никогда, за всю карьеру». Боялся, но не прогадал.

Первоначальная идея Каплана была проста: продавать одноразовые цифровые камеры. В отличие от одноразовых пленочных фотоаппаратов компаний Kodak и Fuji, камеры Каплана позволяли просматривать снимки прямо на месте. Была и возможность выбрать, какие фотографии сохранить.

Потом Pure Digital обнаружила, что рост популярности YouTube потребовал простых способов снимать и закачивать видеоролики в интернет. На рынке появилась новая ниша. Она находилась между дешевыми веб-камерами и традиционными видеокамерами по $500 и дороже. «Давайте подумаем, какую видеокамеру мы бы хотели», – предлагает он. Ответ очевиден: простую в использовании, дешевую, без проблем с батарейками, позволяющую легко редактировать видео и демонстрировать его другим. Так в мае 2007 г. на свет появилась Flip.

С тех пор продано 350 000 камер по цене $150. Они могут увеличить рынок видеокамер США, оцениваемый в $3 млрд в год, в 10 или более раз, говорит Каплан. Сейчас он работает над планом по выводу Flip на рынки других стран. Ожидается, что в этом году выручка компании составит почти $100 млн.

По оценкам Каплана, к концу этого года Flip отвоюет долю рынка США в размере 25%. Новые ниши на рынке быстро привлекают конкурентов: компания Sony в этом месяце сообщила о решении выпустить аналогичную камеру, Net Sharing Cam, стоимостью $200.

У крупных конкурентов часто есть оружие, которому маленьким компаниям нечего противопоставить: возможность снижать цены. А теперь Pure Digital столкнулась с другим риском. Компания создала новую нишу и пытается захватить как можно больше пространства до того, как Sony и Samsung вступили в борьбу. На вопрос о том, что беспокоит его больше всего, Каплан отвечает без сомнений: «Рост. Мы растем слишком быстро, перерастем наши финансовые возможности или окажемся далеко впереди потребностей рынка».