Гений торможения

Медленные видеопортреты Роберта Уилсона, как и его спектакли, завораживают зрителей просчитанной красотой

Выставка видеопортретов Роберта Уилсона – зрелище замечательно синтетическое. Оно виртуозно объединяет возможности театра, классической живописи, видео и телевидения, а также искусство изощренное экспериментальное с массовым коммерческим и высокотехнологичным.

Цитата. Роберт Уилсон

американский театральный режиссер и художник. «Неподвижность – это способность слушать себя изнутри. Неподвижные, мы глубже осознаем движения, чем когда машем руками»

На больших, как старинные парадные портреты или настенные фрески, мониторах транслируются видеоизображения людей (в основном знаменитых, но есть и автомеханик) и животных. Животные – совы, еноты и дикобраз – существуют сами по себе, сколько хотят остаются неподвижными, а потом неожиданно для зрителя совершают действие. Актеры и актрисы предстают на видеопортретах в образах – Изабель Юппер, например, превращена в Грету Гарбо. Или вписываются в сюжет классической живописи – Роберт Дауни-младший изображает труп в анатомическом театре, а Михаил Барышников – святого Себастьяна, пронзенного стрелой. Знатные особы делают властные жесты: экс-шахиня Ирана Фара Диба поднимает тонкую руку в браслетах.

Некоторые портреты ближе к живописи – в них на протяжении минут ничего не происходит, разве что кто-то неожиданно моргнет и вздрогнет (Джонни Депп в лисьей шубе делает это выразительно, как затравленный зверь). Другие – к кино и театру, в них есть мини-сюжет. Вот Брэд Питт долго и многозначительно стоит в белых трусах под дождем, потом медленно поднимает руку с маленьким пистолетом (убийство или самоубийство, гадает встревоженный зритель), прицеливается, глядя вперед (все же убийство), и выпускает из ствола жидкую водяную струйку.

Все портреты дополняет звуковой ряд – это или комбинация звуков, или монолог героя. Над созданием каждого изображения работала съемочная группа, а животные и люди позировали для портретов Уилсона часами, люди – стараясь сохранять неподвижность как можно дольше.

Гипотетически выставка «Voom. Портреты Роберта Уилсона», организованная агентством marka:ff в залах культурного фонда «Екатерина», должна привлечь эстетов-театралов (репутация Уилсона как театрального гения непогрешима), поклонников голливудских суперстар (среди моделей художника, кроме упомянутых звезд, Вайнона Райдер, Изабелла Росселлини, Стив Бушеми, Жанна Моро) и тех, кто предпочитает изображение на мониторе действию на подмостках и музейным залам.

В реальности все, конечно, может сложиться иначе. Для компьютерного фаната (они, кстати, на выставки ходят редко) видеопортреты не слишком хитры технически, зато слишком сложны метафорически. Образная сложность может не понравиться и любителям знаменитостей (за Брэда Питта им и обидеться не грех).

Те, кто любит и знает классическое искусство и современное видео, наверняка сравнят портреты Уилсона с видеоинсталляциями Билла Виолы не в пользу автора нынешней выставки. Виола делает искусство не такое коммерческое и театральное, используя те же приемы, что и Уилсон. Но великий театральный новатор сделал свои видеопортреты на деньги телевидения (WOOM HD Networks), которому необходим был коммерческий успех и популярные герои.

Но больше всего выставка может разочаровать именно театральных поклонников Уилсона. Непревзойденная магия его спектаклей как раз и состоит в замедлении темпа движений актеров и изощренной, тончайшей работе со светом. Но то, что на сцене завораживает именно потому, что кажется невозможным в реальности, на экране не производит того же волшебного эффекта. На экране, каждый знает, не реальность, а манипуляции с ней, на мониторе возможно имитировать все, что в голову взбредет.

Московскую выставку Уилсона ждали очень долго. Она должна была пройти еще в марте, в рамках Московской биеннале современного искусства. Тогда же тех, кто видел каталог биеннале, заинтриговали напечатанные там репродукции видеопортретов. В выставочной реальности они производят не менее сильное впечатление. Качество зрелища отменное, для московской художественной жизни достаточно редкое – художественно и технически изощренное.

Роберт Уилсон как театральный режиссер не сравним ни с кем, а в качестве видеохудожника велик не так очевидно. Но это не так уж и важно.