Новинки книжных развалов: Бедная бизнес-история


Максим Котин

Чичваркин Е...гений. Если из 100 раз тебя посылают 99...

М.: ИД «Коммерсанть»; СПб: ИД «Питер», 2007. 320 с.

Может ли предприниматель в России «по своему хотению» стать героем современности? Вслед за зарубежными исследователями, первыми освоившими тему, ответ на данный вопрос ищет журналист Максим Котин.

Находясь в гуще событий «желтой» компании (так называют «Евросеть»), автор живописует портрет ее владельца Евгения Чичваркина в мельчайших деталях. Начиная с костюма. Посягнувший «на корпоративно-похоронный стиль одежды, принятый в деловом мире», герой Котина появляется «на переговорах в русских расписных косоворотках и коротких штанах с обнаженными щиколотками, а на публичных мероприятиях – в футболке с портретом олигарха Абрамовича или в царском облачении а-ля Иван Грозный».

«На Западе богатая история бизнеса, и на ее основе можно делать выводы, – утверждает Чичваркин. – У нас бизнес-история бедная, потому что совсем недавно сознание людей в стране сломали о колено». От себя добавлю, что вскормленный «Лужей» – так еще недавно называли столичный стадион «Лужники» – лидер «Евросети» перенес законы этого мира в свой бизнес. И собственную «бедную» бизнес-историю излагает тем же небогатым «челночным» языком, так что за некоторые слова Котин вынужден извиняться перед читателями.

Фирменный стиль основателя «Евросети» знаком всем сотрудникам компании: с 2004 г. он пишет цветные письма. Текст этих посланий посвящен исключительно прозе бизнеса: продавцам и менеджерам компании, конкурентам. «Письма принесли Чичваркину не меньше известности, чем знаменитый рекламный стишок, – пишет Котин, – и быстро вошли в число популярных сетевых приколов».

Приколов в жизни Чичваркина, судя по книге, всегда хватало: в детстве он с приятелями развлекался тем, что силой заталкивал «школьного изгоя по имени Миша в автобус, который без остановок ехал от станции метро «Октябрьская» до аэропорта «Внуково»; пугал «прохожих ружьем со спиленным бойком»; а став предпринимателем, однажды украл штендер для размещения рекламы своей компании – было интересно, сойдет это с рук или нет».

Чичваркин влюблен в приколы, а еще в Тома Питерса и Ричарда Бренсона и мечтает превратить собственное дело в funky-бизнес. Правда, в этом направлении у него, как пишет Котин, «пока больше поражений, чем побед». «Евросеть», например, пять раз пыталась начать продажи мобильного контента, и пять раз дело кончалось неудачей: в итоге «Чичваркин объявил, что «рыба гниет с головы», и несколько раз поменял руководителей направления». Какие внушения он сделал по этому поводу самому себе, история умалчивает.