Oт редакции: Две стороны


Эмбарго на импорт мяса из Польши, прекращение экспорта нефти в Литву и плохие условия пролета самолетов европейских авиакомпаний над российской территорией – вот три препятствия, которые генеральный секретарь совета Евросоюза Хавьер Солана назвал вчера главными в отношениях России и Европы.

Все три проблемы экономические, все три имеют какой-то местечковый привкус. И все три не будут решены на сегодняшнем саммите России и ЕС в пригороде Лиссабона – Мафре, так же как и волнующие Москву вопросы упрощения визового режима и размещения американских баз ПРО в Чехии и Польше.

Зачем вообще Путин едет в Португалию? Открыть там выставку Эрмитажа? Поддержать диалог?

Расширившийся Евросоюз пребывает в состоянии самоопределения. Новые члены союза стараются сделать свои проблемы в отношениях с Россией общеевропейскими. Польша, пытаясь продать нам свое мясо, заблокировала переговоры о новом базовом соглашении России с ЕС. Литва, опасаясь резкого повышения цены на российский газ, летом безуспешно призывала начать коллективные переговоры об условиях поставок газа между ЕС и «Газпромом».

Но единая европейская политика отсутствует. Любые действительно важные проблемы с Россией разрешаются на двусторонней основе. Сила брюссельской бюрократии велика, но можно ли с ней договориться о чем-либо, кроме как об обмене информацией о наркоторговле? Это очень важное соглашение должно быть подписано сегодня.

Чиновники ЕС пытаются разрушить этот двусторонний характер отношений с Россией рыночным путем – создать единый общеевропейский прозрачный рынок, в первую очередь энергетический, который будет регулироваться директивами Брюсселя. Однако крупные национальные компании, да и правительства Европы не торопятся отказываться от защиты собственной энергобезопасности в пользу третьей стороны. Поэтому перемены наступят не скоро, если наступят вообще. Но если это произойдет, саммиты Россия – ЕС перестанут быть такими же бессодержательными, как сегодняшний.