«Лукойл» догнал Neste

Петербургская экспансия «Лукойла» принесла плоды, компания вышла в лидеры розничного рынка

За год доля мелких операторов снизилась вдвое. В феврале прошлого года компания «Баррель» продала четыре заправки «Шелл АЗС». После того как «Славнефть» расторгла с «Баррелем» джоберский контракт, компания решила выйти из бизнеса, говорил тогда ее гендиректор Николай Станиславский. А в мае прошлого года «Роснефть» приобрела у местного оператора «Севзапнефть» четыре АЗС и пять земельных участков.

Нефтяная компания «Лукойл» за год увеличила свою долю на розничном рынке Петербурга на 4% до 27%, говорится в исследовании рынка АЗС, которое МИК «Гортис» провела в октябре. Neste, в свою очередь, снизила долю с 31% до 27%. Петербургская топливная компания (ПТК), увеличившая долю рынка на 3%, сохранила место в топ-тройке.

МИКТ «Гортис» опросила по телефону по 1500 автомобилистов в октябре 2006 г. и в октябре 2007 г.

Лидерство «Лукойла» связано, скорее всего, с активной экспансией компании на местный рынок – оператор активнее остальных наращивает сеть, говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. В пресс-службе «Лукойл – Северо-Западнефтепродукта» в пятницу отказались от комментариев.

«Лукойл» купил у города больше всего участков под заправки. В марте 2005 г. и в августе 2006 г. компания выиграла торги Фонда имущества, и таким образом ей примерно за 670 млн руб. достались два лота из 60 земельных участков под строительство АЗС. В середине этого года гендиректор «Лукойл – Северо-Западнефтепродукта» рассказывал «Ведомостям», что только за I квартал его компания ввела в строй 23 новые заправки, а до середины 2008 г. откроет еще 30 станций, освоив участки второго лота. Таким образом, городская сеть «Лукойла» к концу следующего года вырастет с нынешних 70 до 100 АЗС, обогнав ПТК, у которой в Петербурге 90 станций.

Гендиректор «Несте Санкт-Петербург» Олег Шалимов отказался комментировать данные «Гортис». Доля его компании на местном рынке, по разным оценкам составляет, от 12% до 20,5%, утверждает он. За последний год «Несте Санкт-Петербург» увеличила сеть на шесть АЗС до 43. При этом половина новых заправок компании находится за пределами Петербурга – на областных трассах и в Новгородской области, добавляет он.

ПТК наращивает долю за счет того, что реконструирует старые станции в современные автозаправочные комплексы, которые более привлекательны для клиентов, уверен замгендиректора компании Леонид Чурилов.

О том, что «Лукойл», Neste и ПТК – лидеры местного рынка, свидетельствуют данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В апреле этого года ФАС признала эту тройку компаний доминирующей группой, занимающей более 50% рынка. По словам начальника управления ТЭК ФАС Александра Пироженко, Neste, ПТК и «Лукойл» занимают 20%, 19,8% и 17,6% соответственно.

Самым динамичным оператором, по данным «Гортис», стала «Шелл АЗС», которая нарастила за год свою рыночную долю почти вдвое до 13%. Гендиректор «Шелл АЗС» Андрей Арзамасцев полагает, что оценивает долю рынка Shell в 7%. За год сеть «Шелл АЗС» выросла вдвое до 22 станций. Рынок также растет высокими темпами, поэтому рост сети не всегда коррелирует с ростом рыночной доли, добавляет менеджер.

Рынок топлива в Петербурге растет примерно на 15–20% в год, полагает Ашихмин. Автомобилисты становятся все более лояльны к известным маркам, таким образом, крупные игроки наращивают свою долю на рынке за счет небольших и малоизвестных компаний, констатирует Ашихмин.

Мелкие операторы проигрывают и в ценовой войне с крупными игроками, признает руководитель одной из петербургских компаний, владеющей тремя станциями. На его станциях бензин дороже лукойловского на 0,1–0,5 руб. за литр, рассказал он.