Pro Europa: Почему не можем договориться


Саммит ЕС – Россия не снял напряженности в отношениях между Россией и Европой. Свидетельством тому стали ограничения, наложенные на присутствие наблюдателей на парламентских выборах, одобрение Думой приостановки участия нашей страны в ДОВСЕ и срыв намеченной на 16–17 ноября встречи представителей России и ЕС по вопросам сотрудничества в сфере авиаперевозок.

Договариваться с Россией все сложнее. В чем же причины «недоговороспособности»? Защищает ли политическая элита национальные интересы страны? Если да, то лишь в той мере, в какой они не пересекаются с интересами большинства россиян.

Возьмем авиационную тематику. Да, европейцы предлагали нам такую версию соглашения по «открытому небу», которая открывала небо России для европейских компаний, но оставляла европейское закрытым для российских. Налицо дискриминация. Но наши авиаторы в 2006 г. допустили 8,6 серьезных аварий на миллион вылетов (в ЕС – 0,32) и «записали на свой счет» 56% всех жертв авиакатастроф в мире! А выиграть могли бы пассажиры, которых свои же авиакомпании убивают при попустительстве государства, накануне срыва саммита сдавшего в архив дело о катастрофе Ту-154 под Донецком 22 августа 2006 г., возложив вину на командира экипажа.

Случай с наблюдателями – из той же серии. В интересах граждан – сделать выборы честными. В интересах элиты – выдать за волю народа планы «Единой России» или движения «За Путина». Да, внешне присутствие наблюдателей унижает Россию. Но россиян должно бы унижать то, что власти вычеркивают из партийных списков кандидатуры неугодных ей потенциальных законодателей. Европейцы хотят удостовериться в качестве постановки перформанса – но и это для элиты лишнее. Народ для нее – ничто, а национальный интерес – это интерес тех, кто им управляет или хорошо на нем зарабатывает.

Российские элиты не готовы жертвовать своими интересами ради граждан. В ЕС автогиганты несут огромные издержки, переходя на экологические требования «Евро-5», вводимые в 2009 г. В России, где с 2004 г. под предлогом заботы о нашем с вами здоровье запрещен импорт машин, не соответствующих стандарту «Евро-3», руководители «АвтоВАЗа», «Камаза» и «Ижавто» просят правительство сохранить квоты на выпуск машин с двигателями типа «Евро-2» до 2010 г. И мы будем глотать ядовитые пары, давно рассеявшиеся над Европой, потому что отечественным у нас, похоже, считается только то, что cделано под «отеческим» надзором (и не без выгоды для) государственных структур.

С Россией сегодня трудно договариваться потому, что апеллировать к интересам и осознанному выбору россиян почти невозможно. И это ставит в тупик европейцев, которые привыкли не попирать интересы собственных граждан.