Меняем долги на электричество

Российские компании просят премьера Зубкова выкупить в счет госдолга у Индии две недостроенные электростанции
Е. Стецко

Как стало известно «Ведомостям», 9 ноября гендиректора «Технопромэкспорта» Сергей Моложавый и «Силовых машин» Игорь Костин, а также владелец «Эмальянса» Евгений Туголуков написали письмо премьеру Виктору Зубкову. Все три компании участвуют в строительстве двух угольных ТЭЦ в Индии – «Бар» и «Сипат» (проектная мощность каждой – три блока по 660 МВт). Но работа у них не заладилась. Поэтому Моложавый, Костин и Туголуков предложили премьеру купить недостроенные ТЭЦ за счет средств индийского долга перед Россией, говорится в их письме (копия есть у «Ведомостей»).

Мы строили, строили.... Апрель 2004 г.

«Силовые машины» заключили контракт на строительство энергоблоков ТЭС «Сипат» на $250 млн.

Март 2005 г.

«Силовые машины» подписали контракт на строительство энергоблоков ТЭС «Барх» на сумму $270 млн.

Март 2005 г.

«Технопромэкспорт» заключил контракт на поставку оборудования для ТЭЦ «Бар» на $460 млн. «Красный котельщик», входящий в состав «Эмальянса», выступает по нему субподрядчиком. Сумма его контракта – $160 млн.

Российские компании и индийская National Thermal Power Corporation (NTPC) заключили контракты на поставку оборудования и строительство двух ТЭЦ в 2004–2005 гг. Благодаря сделкам «предполагалось не только получить прибыль, но и отработать ранее не применявшиеся в России технологии», говорится в письме Зубкову. Но «в ходе согласования проектных решений NTPC стала выдвигать явно завышенные технические требования, затягивала сам процесс согласования», утверждается в документе. Возникли и другие проблемы: NTPC 14 месяцев не признает преобразование «Технопромэкспорта» из ФГУПа в ОАО. Между тем цены не стоят на месте, пишут Зубкову руководители компаний. Трубопроводы высокого давления подорожали на 80%, угольные мельницы – на 30%. В результате компании «несут убытки в сотни миллионов долларов», а переговоры с NTPC о пересмотре цены контрактов ни к чему не приводят. Моложавый сказал «Ведомостям», что потенциальные убытки только его компании могут достичь $100 млн.

Гендиректор «Эмальянса» Олег Голиков оценить убытки своей компании не смог. Но они точно есть, говорит менеджер, ведь материалы с момента заключения контакта подорожали на 20%. Представитель «Силовых машин» от комментариев отказался. Но в нынешнем году компания сообщила о росте чистого убытка по МСФО за 2006 г. в 3,26 раза до $132,2 млн. Основная причина этого – затраты на выполнение экспортных контрактов оказались выше первоначальных расчетов.

Переход же станций в руки других собственников ТЭЦ поможет подрядчикам урегулировать ситуацию с реализацией контракта, полагает Моложавый. К тому же инвестировать в развивающиеся рынки всегда выгодно, добавляет он. Купить станции, по мнению Моложавого, могут «Технопромэкспорт», Росимущество или «Интер РАО». Не исключен и интерес частных инвесторов, думает он.

Письмо в секретариат премьера пока не поступало, говорит пресс-секретарь Зубкова Александр Жаров. Но, по мнению чиновника Минпромэнерго, предложение по выкупу станций может быть реализовано. Надо проанализировать, как в Индии регулируются энерготарифы, на каком они уровне и через какое время государственные деньги можно будет вернуть, рассуждает чиновник. С представителями NTPC связаться не удалось.

Условия погашения рупийного долга Россия и Индия согласовали в феврале 2007 г. – после реструктуризации он составит чуть более $1 млрд. Поскольку станции еще не построены, возможно, этих денег хватит на их покупку, думает аналитик «Траста» Андрей Зубков. Зато в завершенном виде стоимость обеих ТЭЦ может доходить до $3,5–4,5 млрд.