Вдали: Бремя дипломатии


Трехэтажный дом, выставленный на продажу на б-ре Акаций в Оттаве, выгодно отличается от ему подобных по целому ряду причин. Он расположен на участке площадью 1 акр (0,405 га) в престижном зеленом районе Роклифф-парк, в нем пять спален, его окружают пышные сады в английском стиле, а на огромной застекленной террасе можно устраивать приемы для множества гостей. Кроме того, этот дом имеет самое непосредственное отношение к Голливуду: в 1990 г. здесь снимался фильм “Мистер и миссис Бридж” с Полом Ньюманом и Джоанн Вудворд в главных ролях.

Носамое главное отличие этого дома от соседних в том, что он является собственностью правительства США. Объекту недвижимости, о котором идет речь, 64 года, и он оценивается в 2,85 млн канадских долларов ($2,99 млн). Это бывшая государственная резиденция, в которой жили многие поколения дипломатов. Данный дом включен в список из нескольких десятков зданий, которые Государственный департамент США недавно выставил на продажу в столицах зарубежных государств – от Бангкока до Боготы – в рамках беспрецедентной программы по распродаже недвижимости.

Программа охватывает самые разные объекты недвижимости: здесь и бывшая резиденция посла в столице Тайваня Тайбэе с видом на горы Ян-Мин стоимостью 65,2 млн тайваньских долларов (около $2 млн), и кондоминиум в Сантьяго-де-Чили площадью 1582 кв. фута (около 147 кв. м), выставленный на продажу по цене 75,7 млн песо ($152 400). За 5 млрд рупий ($552 000) в Джакарте, столице Индонезии, можно приобрести семейный дом времен голландской колонизации, которому уже 107 лет. А в Варшаве, где на рынке недвижимости наблюдается бум в связи с нехваткой качественного жилья, продаются два таунхауса с четырьмя спальнями в фешенебельном районе Мокотов по цене 1 млн злотых ($389 000) за каждый. Есть вариант и для любителей экзотики – бывшая посольская вилла в Триполи (Ливия) стоимостью 1,9 млн ливийских динаров ($1,54 млн).

“Это первая в своем роде программа подобного масштаба, – говорит американский дипломат Дуайт Мейсон, который занимал должность заместителя посла и дипломатического представителя в Оттаве (с 1986 по 1990 г. Мейсон проживал в доме на б-ре Акаций с женой и двумя детьми). – Интересно, будут ли пользоваться эти здания успехом у современных “охотников за домами”?”

Причиной подобной масштабной распродажи недвижимости стало решение США переселить государственных служащих, работающих за рубежом, в более современные и безопасные здания. Этого требуют новые стандарты в области безопасности, необходимость в принятии которых возникла после бомбардировки американских посольств в Кении и Танзании, теракта 11 сентября 2001 г., а также вторжения США в Афганистан и Ирак – словом, событий, вызвавших волну антиамериканских настроений во всем мире.

По сведениям Госдепартамента США, с 1975 г. по настоящее время имели место 250 случаев нападения или попыток нападения на здания посольств и дипломатических миссий США. Здесь можно, в частности, упомянуть вооруженный налет мародеров на посольство США в столице Либерии Монровии в 1996 г., а также ночной артобстрел резиденции сотрудников службы безопасности американского посольства в Сантьяго (Чили) в 1991 г.

В результате 29 объектов недвижимости в 21 стране были признаны “избыточным имуществом” и выставлены на продажу через частных агентов по недвижимости. Отбор агентов осуществлялся управлением по операциям с недвижимостью за рубежом, которое отвечает за эксплуатацию объектов. Почти половина из них – нежилые здания, к которым относятся здания посольств и вспомогательные сооружения, такие как, например, огромный флигель Военно-морского флота на Гросвенор-сквер в Лондоне, выставленный на продажу по цене 90 млн фунтов стерлингов, или здания канцелярии в Панаме, Никарагуа и Непале.

Но лишь покупка резиденций дипломатических миссий предоставляет коллекционерам недвижимости редкую возможность приобщиться к стилю жизни американских эмиссаров. К примеру, в Каракасе (Венесуэла) за 4,5 млрд боливаров ($2,1 млн) продается гигантская резиденция, занимающая земельный участок площадью более 2,2 акра (0,89 га) с шикарной анфиладой комнат, четырьмя спальнями с отдельными ванными комнатами, комнатами для мажордома и просторными террасами с видом на бассейн. В Абиджане (Кот-д’Ивуар, ранее – Берег Слоновой Кости) в имении, где когда-то проживал посол, есть два бассейна и два теннисных корта, а в Мали на прилегающей к резиденции территории расположены культурный центр и закусочная.

“Как правило, эти дома самые шикарные в тех городах, где они находятся”, – говорит агент по недвижимости Джонатан Лор, занимающийся продажей бывшей резиденции посла в г. Белиз (Белиз) после того, как посольство США, включая дипломатов, переехало в новую столицу государства – Бельмопан. Резиденция, расположенная в одном из самых дорогих районов города – Норд-Кингз-парк, площадью 6000 кв. футов (около 557 кв. м) с пятью спальнями продается по цене 1,3 млн белизских

долларов ($650 000). Лор показывает дом потенциальным покупателям в среднем раз в неделю и уже получил ряд “серьезных предложений” от клиентов из стран Европы, США и Ближнего Востока.

Бывший посол США в Белизе Рассел Фримэн, проживавший в этом доме с женой Сьюзен с 2001 по 2005 г., описывает здание как “довольно шикарное по нашим меркам”. По словам Фримэна, в распоряжении супругов была огромная спальня с гардеробной комнатой, отдельной верандой и купелью с подогревом, “что было просто великолепно”. Но больше всего бывшему послу нравились ухоженные сады и прилегающая к зданию территория, которые идеально подходили для приема местных официальных лиц и приезжающих с визитами дипломатов. “Во время приемов мы иногда просто открывали двери во двор, чтобы гости могли немного отдохнуть, – рассказывает Рассел Фримэн. – Было приятно наблюдать за тем, как они прогуливаются по саду после фуршета”.

Друзья и родственники Фримэна из американского штата Северная Дакота тоже любили этот дом, в особенности то, что он находился в жарких тропиках. “Само собой разумеется, мы с женой начинали пользоваться большой популярностью, как только в прерии приходила зима”, – смеется он. Чтобы чувствовать себя в резиденции как дома, Фримэн с супругой привезли с собой кота и картину с изображением фермерской усадьбы и вспаханного поля.

Хотя здание построено из массивных белых бетонных блоков, окружено защитным ограждением и имеет наблюдательную вышку, по мнению Фримэна, оно не создает впечатления помпезности. Единственной реальной проблемой были термиты – специалистов по дезинсекции приходилось вызывать “не один раз”. “Нас это не особенно беспокоило, но потенциальных покупателей это может отпугнуть”, – рассуждает бывший посол.

США не единственная страна, которая намеревается сократить объем своего портфеля дипломатической недвижимости. Правительство Канады также недавно выставило на продажу два объекта в Европе: резиденцию канадского посла в Дублине (внушительное сооружение с восемью спальнями, окруженное парковой зоной площадью около 9 акров (3,6 га), в районе Киллайни с видом на Дублинский залив – стоимостью 17 млн евро) и 8-этажный особняк на Гросвенор-сквер в Лондоне, прямо напротив посольства США, – из него может получиться прекрасная гостиница или апартаменты класса люкс. По информации, поступившей от агентов по недвижимости, занимающихся продажей последнего, здание продается по цене 300 млн фунтов стерлингов и им уже заинтересовались более 20 девелоперов, а также британских и зарубежных инвесторов.

Между тем Великобритания, всерьез озабоченная сокращением расходов, рассматривает возможность продажи нескольких сотен зарубежных домов для дипломатов и прочих госслужащих (говорят, что в списке этих объектов среди прочих фигурируют резиденции верховного комиссара в ЮАР – в Претории и Кейптауне). Не отстает и Франция: в прошлом году как в Париже, так и в других регионах страны было выставлено на продажу несколько десятков исторических памятников. Среди них старинный таунхаус с видом на Булонский лес, некогда принадлежавший знатному роду Ноайль. Французский миллиардер Венсан Боллор заплатил за него 10 млн евро. По некоторым данным, находившиеся в собственности государства виллы на Лазурном Берегу приобрели российские миллиардеры.

Распродажи дипломатической недвижимости США отличаются от подобных акций в других странах по масштабам и размерам выставленной на продажу недвижимости. Портфель дипломатической недвижимости США – один из самых крупных и хорошо финансируемых. По данным управления США по операциям с недвижимостью за рубежом, в него входит более 3500 зданий в 193 странах, включая 264 посольства и консульства. Суммарная стоимость портфеля оценивается в $12 млрд. Известно, что, когда речь заходит о дипломатических резиденциях, Соединенные Штаты не скупятся на расходы. Принято считать, что представительские особняки должны быть шикарными – ведь здесь проводятся престижные приемы и заключаются судьбоносные соглашения.

Наивно полагать, что все объекты дипломатического списка будут моментально раскуплены. Некоторые из них пустовали годами и теперь находятся в плачевном состоянии. Так, например, агенты по недвижимости, занимающиеся бывшей резиденцией американского посла в Тайбэе (которая являлась своеобразным центром политической и культурной жизни в 1960–1970-е гг.), говорят, что в здании необходимо поменять электропроводку, переоборудовать кухню в соответствии с современными стандартами и, конечно, сделать косметический ремонт. “Это дом с довольно любопытной историей, и у меня остались о нем самые лучшие воспоминания, – рассказывает бывший дипломатический представитель США в Тайване Рэй Бургхардт, который в период с 1999 по 2001 г. проводил в резиденции выходные. – Однако мой преемник придерживается иного мнения и не испытывает к этому месту особой симпатии”.

Цена на некоторые объекты явно завышена. Так, дом в Белизе изначально продавался за 1,4 млн белизских долларов, и, хотя в настоящее время эта сумма упала до 1,3 млн ($650 000), даже агент по продаже Джонатан Лор признает, что 1,2 млн белизских долларов, “пожалуй, будет более разумной ценой”. По словам брокера Мэрилин Уилсон, которая продает дом на б-ре Акаций, за прошедшие два года в районе Роклифф-парк было продано лишь 11 домов по цене 2 млн канадских долларов и выше. И несмотря на намерение выручить от продажи 2,8 млн канадских долларов, она прекрасно понимает, что только реакция рынка покажет, является ли данная цена оправданной.

Дуайт Мейсон – дипломат, который жил в этом доме, – уверен, что покупатели будут готовы заплатить за огромную застекленную террасу, сад и просторную, но удобную планировку. “Это самое замечательное место, где мы когда-либо жили, – говорит Мейсон. – Здание достаточно большое, что позволяло принимать сотни гостей, но в то же время достаточно уютное для одной семьи”. Он сам и его сотрудники, как правило, принимали в резиденции около 1000 гостей в месяц – устраивали обеды и ужины, активно используя большую кухню, оснащенную по последнему слову техники, и огромные столовые.

По-видимому, сложнее всего будет продать жилой комплекс в Триполи площадью 7000 кв. футов (650 кв. м) с бассейном, раздевалками, помещениями для обслуживающего персонала и огромными садами. Здание пустует еще с 1980 г., здесь проходили многочисленные антиамериканские манифестации протеста, поэтому объект нуждается во “внутреннем ремонте”. Кроме того, существует ряд проблем, связанных с “правом собственности”, которые еще только предстоит урегулировать. Однако, если верить рекламному проспекту, Госдепартамент США уже “ведет работу в этом направлении”. (FT,

Мария Гаврилова, Елена Шувалова)