Бензином делиться надо

Подавление конкуренции – причина дефицита и подорожания бензина, осознали в ФАС. Служба впервые вступилась за независимые АЗС

Как пояснил «Ведомостям» начальник управления ФАС по контролю и надзору в ТЭКе Александр Пироженко, условия поставлены тем, кто в последнее время обращался в ФАС с ходатайствами о покупке АЗС: «Лукойл» – в Ростовской области, «Газпром нефть» завершает раздел сети «Славнефти», «Роснефть» – ЮКОСа, а ТНК-ВР покупает «Магистраль».

Представители «Лукойла», ТНК-BP, «Роснефти» и «Газпром нефти» вчера обещали, что компании будут выполнять предписание. Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин в это не верит: «Дискриминацию на рынке сложно доказать, никто не дает письменных отказов в поставках», а кроме того, нефтяники могут и не нарушая предписаний брать независимых торговцев «измором».

ФАС вчера сообщила, что выставила ТНК-ВР, «Лукойлу», «Газпром нефти» и «Роснефти» требования обеспечить конкуренцию на топливном рынке. Служба требует недискриминационной поставки нефтепродуктов на независимые АЗС, пропорционально, – на собственные АЗС и на сторону.

Вместе с разрешениями на сделки нефтяникам выдали и предписания, а ФАС ожидает, что независимые торговцы будут информировать о случаях дискриминации. За невыполнение предписания – штраф в размере до 500 000 руб., кроме того, у нарушителей есть риск принудительного расторжения сделок по приобретению АЗС.

Оптовые и розничные цены на бензин продолжают расти (см. график). Из 22 000 АЗС только 7000 входят в вертикально-интегрированные компании, остальные независимы.

Конкуренция с крупняком напоминает хронику боевых действий. «Лукойл» и «Роснефть» несколько месяцев ничего не поставляли независимой рознице», – констатирует президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша в письме замруководителя ФАС Анатолию Голомолзину. На Сахалине «Роснефть» вообще не продает дизель «на сторону», во Владимирской области ни один из четырех НПЗ не продает Аи-95, а Ярославский НПЗ отказывает ивановским торговцам, продолжает он. Проблемы с дизелем и в Санкт-Петербурге, держится только Московский регион. Аркуша подчеркивает, что госорган впервые вступился за независимыее АЗС.

У нефтяных холдингов есть мощные рычаги для передела розничного рынка в свою пользу, предупреждает и Аркуша. «На топливном рынке сейчас дефицит (сокращение поставок сырой нефти на внутренний рынок вызвано ростом мировых цен. – «Ведомости»), – объясняет один из бензоторговцев столичного региона. – И компании, в руках которых до 80% оптовой торговли, поставляют топливо только на свои АЗС либо выставляют для «посторонних» такие цены, которые не укладываются в существующий уровень розничных». Оптовые цены уже на 2000–4000 за тонну Аи-95 (плюс 10%) обогнали пиковые цены 2006 г., розничные почти не повысились. Аркуша указывает, что холдинги готовы заморозить розничные цены – им это выгодно: «Если компании могут жить в такой ситуации достаточно долго, то многим независимым сетям грозит разорение».