Точка зрения: С привкусом молодого вина


Причина успеха именно этого форума видится не только в многолетней традиции, но и в специфике организации. Во-первых, сам формат мероприятия в отличие от «сухого» немецкого ExpoReal с его прагматичностью и ориентацией на плановую работу несет в себе некую составляющую праздника и элементов шоу.

Ноябрьские Канны всегда встречают почти летним теплом. Ноябрь – это сезон устриц, и все рестораны и кафе наб. Круазетт готовы предложить огромный выбор блюд из свежих морепродуктов. Церемония открытия форума и церемония награждения лауреатов выставки, которые традиционно проходят в самом роскошном отеле Carlton, позволяют участникам почувствовать себя почти голливудским звездами.

Во-вторых, формат живого общения с коллегами в непринужденной обстановке позволяет обменяться новостями, проектами, быстрее достигнуть понимания по спорным или еще не решенным вопросам.

В-третьих, трудно придумать более удачные место и время проведения. Сан-Ремо, Сан-Тропе, Ницца, Монако, Монте-Карло и сами Канны – жемчужины Лазурного берега. Все – на расстоянии 30–40 минут на машине. А также время проведения форума совпадает с одним из интересных праздников – Нуво Божоле. Праздник молодого божоле, который отмечается в третий четверг ноября, вносит дополнительные краски в мероприятие.

Благодаря всему этому MAPIC – это не просто очередная выставка. Это уникальная возможность за короткое время провести деловые встречи и переговоры со многими участниками рынка: девелоперами, ритейлерами, сервисными компаниями, потому что, несмотря на атмосферу непринужденности, чувствуется жесткий деловой темп работы.

Здесь собираются люди, принимающие решения, – первые лица компаний, собственники бизнеса. Зачастую, чтобы встретиться с коллегами такого уровня в России, приходится провести массу согласований по личным графикам работы, поездкам, ставить на уши секретарей и назначать встречи за 2–3 недели. Здесь же за коротких три дня в совершенно комфортной обстановке за несколько минут мы в состоянии провести встречу на любом уровне и принять практически любое решение по проектам.

Интересен также состав участников из России. В этом году практически не приехали представители органов власти и чиновники, и это, по моему мнению, большой плюс. Неприятное впечатление оставила организация части российской экспозиции на выставке MIPIM этого года, когда экспонентам нужен только один посетитель, а после посещения им выставки интерес к мероприятию улетучивается. Все разбредаются по магазинам. Было смешно и грустно в марте смотреть на опустевшие стенды, на непонимающие лица иностранных коллег.

MAPIC не только показала себя удобной площадкой для общения, но и в какой-то степени стала мастер-классом для многих участников. Здесь участники получают возможность не только посмотреть на проекты российских коллег, но и детально изучить проекты европейских и американских девелоперов. Сегодня, по прошествии 3–5 выставок с активным участием российских компаний, можно наблюдать, как быстро мы учимся. Большинство проектов не уступают лучшим европейским и американским образцам. Благодаря активности российской прессы, в частности журнала Сommercial Real Estate и газеты «Ведомости», общение с иностранными коллегами становится проще и удобнее.

Одной из традицией форума стало проведение «Русского завтрака», организуемого компанией IM Events при поддержке журнала Сommercial Real Estate. Формат мероприятия представляет собой деловой завтрак, который предусматривает участие 50% представителей российских компаний и 50% – иностранных. Расширяя свой состав, завтрак вместил более 200 человек и стал еще одним весьма удобным инструментом для встреч и поиска партнеров. На мероприятии были представлены крупнейшие девелоперские проекты торговых центров России.

Традиционная конференция «Ведомостей» была менее представительна, но более информационно насыщена. В рамках 2-часовой программы конференции было предусмотрено две секции, посвященные торговой недвижимости и инвестициям. Среди докладчиков были и девелоперы, и консультанты, и ритейлеры, что позволило участникам оценить ситуацию в России со всех сторон.

Если подводить деловые итоги мероприятия, можно отметить следующие наиболее интересные события. Сразу две компании объявили о формировании новых сетей торговых центров. Hermitage Construction & Management заявила о сети «Jam Молл», в состав которой планируется ввести шесть ТРЦ общей площадью 300 000 кв. м. Компания Douglas Consulting планирует идти в регионы с новой сетью торговых центров под брендом «Серпантин». Программа предусматривает строительство торгово-развлекательных центров в городах второго эшелона и охватывает такие города, как Петрозаводск, Новороссийск, Чебоксары, Липецк, Смоленск, Брянск и др. Общее количество заявленных проектов – 10, общая площадь – 560 000 кв. м. Сеть будет объединена общими архитектурно-дизайнерскими решениями.

Сейчас сложно подсчитать итоги мероприятия и выразить их в абсолютных числах – сколько было подписано контрактов, согласовано сделок, проектов. MAPIC на сегодняшний день – это практически неотъемлемая часть нашего рабочего процесса. И я думаю, что, несмотря на существенный прогресс российских конференций и форумов, MAPIC все равно останется лидером как по представительности, так и по составу участников.