Обычные вооружения: Россия и Запад в зеркале ДОВСЕ


Завтра вступает в силу федеральный закон РФ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)». Ранее этот закон был поддержан обеими палатами Федерального собрания и подписан президентом. С этого момента Москва прекращает предоставление Западу информации о количестве и местах размещения на своей европейской территории тяжелых вооружений (танков, боевых бронированных машин (ББМ), артиллерийских систем калибра 100 мм и выше, боевых самолетов и ударных вертолетов), а также прием и проведение соответствующих инспекций.

Причины моратория

Официально было заявлено, что РФ вводит мораторий на выполнение ДОВСЕ в связи со следующими исключительными обстоятельствами, затрагивающими ее национальную безопасность:

– превышение групповых ограничений ДОВСЕ в результате значительного расширения состава стран – участников НАТО,

– предполагаемое размещение на территории Болгарии и Румынии американских военных баз,

– невыполнение западными странами – участниками ДОВСЕ обязательств по ускоренной ратификации Соглашения об адаптации договора, принятых в ноябре 1999 г. на cтамбульском саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

На самом деле российское руководство пошло на такой серьезный шаг ввиду крайне недальновидной политики Запада, упорно не желающего брать в расчет национальные интересы Российской Федерации. Действительно, ускоренное расширение НАТО на восток, в том числе на территорию постсоветского пространства, обусловлено стремлением максимально расширить зону своего влияния. В частности, Брюссель готов принять в организацию Грузию с нерешенными территориальными проблемами (Абхазия, Южная Осетия) и Украину, большинство населения которой выступает против участия страны в НАТО. Вопреки мнению Москвы система противоракетной обороны в Европе уже создается. И нет каких-либо оснований сомневаться в том, что Вашингтон создаст такую систему, способную в том числе перехватывать и боевые блоки российских межконтинентальных баллистических ракет. Многие на Западе готовы предоставить и независимость Косову (полное название – Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии), хотя целый ряд де-факто независимых на постсоветской территории государств воспримут это как сигнал к получению аналогичного статуса.

Взгляд Запада

ДОВСЕ был подписан в Париже в ноябре 1990 г., когда еще существовали Советский Союз и Организация Варшавского договора. В последующие годы безопасность Европы значительно укрепилась, и впервые на континенте крупномасштабная война стала практически невозможной. Конечно, Россия по-прежнему обладает существенным военным потенциалом, но ее отставание в сфере обычных вооружений от НАТО в целом все более увеличивается (на 1 января 2006 г. вооруженные силы стран НАТО превосходили армию РФ по танкам в 2,9 раза, ББМ и артиллерийским системам калибра не менее 100 мм – в 2,8 раза, боевым самолетам – в 4,1 раза). В связи с этим можно утверждать, что ДОВСЕ как система ограничений на количество тяжелых вооружений военно-политического блока НАТО полностью себя изжил, поэтому переход на национальные предельные (к слову сказать, достаточно высокие) уровни таких вооружений не вызывает ни у кого сомнений. Впрочем, Запад полностью устраивает как система обязательных проверок и широкого обмена военной информацией, так и сохраняющиеся для РФ фланговые ограничения на развертывание тяжелых вооружений в европейской части страны (параметры фланговой зоны по адаптированному ДОВСЕ – 1300 танков, 2140 ББМ, 1680 соответствующих артиллерийских систем). Однако страны – члены НАТО, все более усиливающие свое влияние на постсоветском пространстве, по-прежнему отказываются ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ, стремясь сохранить такой рычаг влияния на Москву в первую очередь на Кавказе.

Взгляд России

В отличие от стран – членов НАТО Россия ратифицировала Соглашение об адаптации ДОВСЕ еще в 2004 г. Аналогичное решение было принято также Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Кроме того, Россия полностью вывела свои войска из Грузии. Однако Западу показалось этого мало, и он стал настаивать на выводе российских миротворцев из Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, явно поддерживая одну из противоборствующих сторон и не учитывая мнения проживающего там населения, большая часть которого имеет гражданство РФ.

По мнению российского руководства, именно Запад в лице НАТО и примкнувшие к нему страны ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) виноваты в том, что сложилась нынешняя тупиковая ситуация. Москва стремилась найти выход из этой ситуации, вначале подписав и ратифицировав это соглашение, а затем предложив «временное применение» Соглашения об адаптации ДОВСЕ в полном объеме с 1 октября 2006 г. до момента его официального вступления в силу. Однако нежелание стран – членов НАТО пойти на компромисс подталкивает ее занять более жесткую позицию. В частности, Россию не устраивает сохранение для нее фланговых ограничений на развертывание вооружений. Особенно актуально это для Кавказа, где сохраняется крайне сложная ситуация в сфере безопасности.

Есть ли выход?

К счастью, ситуация не так безнадежна, ведь российско-европейские экономические связи достаточно сильны, а построить на континенте систему безопасности без России просто невозможно. Многие на Западе это понимают, но стереотипы холодной войны смогли сохраниться даже после ликвидации идеологического противостояния. Россия сделала сильный ход, теперь нужен адекватный ответ со стороны НАТО, который должен выражаться не в сожалении по поводу случившегося, а в стремлении найти взаимоприемлемый компромисс. Хотелось бы верить, что это еще возможно и мы сможем избежать новой гонки вооружений.