Компания недели: Гадкий утенок


Честно говоря, в вероятность продажи «АвтоВАЗа» крупному зарубежному автопроизводителю я не верил. А уж тем более казалось невероятным, что доля в предприятии достанется французской Renault. Тем не менее в субботу руководители госкорпорации «Российские технологии» (создана на базе «Рособоронэкспорта») Сергей Чемезов и Renault Карлос Гон объявили о готовящейся сделке.

Что давало повод сомневаться? «Рособоронэкспорт» уже вел переговоры с Renault о сотрудничестве. Но условием французов были покупка контрольного пакета и сборка в Тольятти Renault Logan – прямого конкурента вазовской Kalina. Переговоры провалились. Спрашивал Гон полтора года назад о возможной сделке с «АвтоВАЗом» и Владимира Путина. Но внятного да или нет не получил. Наконец, последний год Чемезов регулярно объявлял о переговорах с разными инвесторами – Fiat, Алексеем Мордашовым и Алишером Усмановым – о продаже им доли в предприятии. Выглядело это все не очень убедительно. А посему создавалось впечатление, что никаких серьезных переговоров о привлечении партнера и вовсе не ведется.

Но партнер найден. Renault до марта выкупит у «Ростехнологий» и ее финансового партнера «Тройки диалог» некую долю, которая после ликвидации перекрестной структуры собственности летом следующего года превратится в 25% плюс 1 акция «АвтоВАЗа». Такой же пакет останется у «Ростехнологий», еще 25% предполагается разместить на бирже. Сделку с Renault можно записать в безусловный актив Чемезову и его команде. Двух лет управления «АвтоВАЗом» этим людям хватило, чтобы понять – без квалифицированной помощи извне эту махину из кризиса вывести невозможно. А победные реляции о росте продаж «Жигулей» и Lada в 2007 г. смущать никого не должны. Последние годы «АвтоВАЗ» кидало то в жар, то в холод. Кризис весной 2005 г., затем рост продаж, потом опять катастрофическое затоваривание на рубеже 2006–2007 гг. И главное – самостоятельно завод не в состоянии разработать и поставить в производство новую модель. Пусть это и крупнейшее в России предприятие автопрома, но и его мощностей маловато для того, чтобы проект оказался рентабельным. В нынешних условиях автомобиль, пожалуй, должен расходиться миллионными тиражами, чтобы окупить затраты на его создание. Да и опыт Гона, получившего прозвище «убийца издержек», пригодится «АвтоВАЗу». Глядишь, и обернется через несколько лет гадкий утенок кем-нибудь пристойным.