Советы консультанта: Эффект 15 декабря


Общаясь с продавцами малых и средних компаний, я пытаюсь выяснить причины, побудившие когда-то простых советских людей заняться бизнесом. Выясняется, что в большинстве случаев это было так называемое вынужденное предпринимательство. Получив от государства подобие экономической свободы, активная часть общества решила попробовать самостоятельно добывать хлеб насущный. Со временем кто-то достиг серьезных высот в бизнесе, большинство же просто заработало неплохие деньги и бесценный опыт. Настоящий же класс грамотных предпринимателей пока в стадии формирования.

В этой связи полезно обратиться к опыту США, где культура предпринимательства воспитывалась веками. В понимании рядового американца свобода – это право гражданина решать, работать ему по найму или открыть собственное дело. Для тех, кто не хочет работать «на дядю», существует немало возможностей начать собственный бизнес с нуля или приобрести действующий в кредит. Средний доход, приносимый там малым предприятием, сопоставим с доходом топ-менеджера компании средней руки – хорошая альтернатива для выбравших свободу.

Нечто похожее начинает происходить у нас и даже получило название «эффект 15 декабря». Из года в год после этой даты количество желающих купить действующий бизнес резко возрастает. В крупных и средних компаниях обычно к середине декабря объявляют о начислении топ-менеджерам годовых бонусов. Большинство обратившихся за покупкой предполагают покинуть пост и заняться предпринимательской деятельностью. Для них это осознанная необходимость независимо от степени удовлетворенности величиной бонуса. Правда, встречаются и те, кто покидает компанию в отместку или пытается порулить дистанционно, не уходя с насиженного места.

Как правило, успешные менеджеры оказываются неплохими предпринимателями. Однажды ко мне обратился директор по региональному развитию крупной компьютерной компании. Он как раз заканчивал очередной проект по созданию сети магазинов в Санкт-Петербурге и уже созрел для собственного дела. Купив долю в компании по производству мебели для кухни, новоявленный предприниматель сумел за короткое время наладить региональный сбыт уже в качестве совладельца предприятия. Другой пример – бывший финансовый директор крупной сети автосалонов достигает больших успехов в управлении стоимостью свежеприобретенной клининговой компании. А вот в ресторанном бизнесе таких случаев я почти не знаю.

Тем, кого в нынешнем году затронул «эффект 15 декабря», надо понимать, что вместе со свободой придет необходимость нести ответственность перед государством, контрагентами, персоналом. И чем осознаннее будет эта необходимость, тем выше шансы на успех.