Митинг с огоньком

Митинг оппозиции в Ингушетии в субботу был разогнан. В ходе возникших беспорядков загорелись несколько зданий, избиты и задержаны журналисты и правозащитники. Оппозиция готовит новый митинг к 23 февраля
AP

Субботний митинг на площади Согласия в центре Назрани был объявлен сайтом «Ингушетия.ру» в начале января как продолжение акции «Я не голосовал»: оппозиционеры собрали несколько десятков тысяч подписей людей, не голосовавших на выборах в Госдуму, хотя официальная явка составила 98%.

В пятницу со ссылкой на оперативную информацию о готовящихся терактах штаб по борьбе с терроризмом УФСБ объявил часть территории республики, включая и площадь Согласия, зоной контртеррористической операции – митинги в этой зоне по закону о борьбе с терроризмом не допускаются. Не ходить на митинг призывали и прокурор республики, и муфтий, говорит очевидец событий корреспондент радио «Свобода» Данила Гальперович. Но организаторы убеждали: ничего незаконного они не делают. Они объявили, что на митинге состоится раздача призов, включая 100 поездок в Мекку. По словам совладельца сайта «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева, средства в размере $1,5 млн на эти призы дала группа ингушских бизнесменов из Москвы.

В субботу в 10.30 к площади Согласия подошли 150–200 демонстрантов, рассказывает Гальперович. Среди них были решительно настроенные люди с булыжниками и пакетами, в которых были бутылки с зажигательной смесью. Было много молодежи, даже детей, добавляет правозащитница Екатерина Сокерянская из «Мемориала».

Площадь уже была оцеплена ОМОНом. По словам Гальперовича, когда демонстранты попытались подойти поближе, а ОМОН не сдвинулся с места, в милиционеров полетели камни, а затем бутылки. Молодежь начали оттеснять, завязалась потасовка. ОМОН ответил стрельбой поверх голов. Обе стороны использовали гранаты со слезоточивым газом, слышал Гальперович. По мнению Евлоева, камни и бутылки с зажигательной смесью использовали провокаторы, и в результате загорелась гостиница «Асса» и редакция газеты «Сердало». В прокуратуре республики сообщили, что жертв нет, возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках.

Милиция задержала, по словам Сокерянской, 30–40 человек, в том числе правозащитников и журналистов. Корреспондентов радио «Эхо Москвы» Владимира Варфоломеева и Романа Плюсова задержали еще до начала митинга. Как рассказал Варфоломеев, в УВД Назрани их попросили объяснить, зачем они приехали, и спрашивали имена знакомых в Ингушетии.

Затем милиционеры вывезли задержанных журналистов во Владикавказ. Но двоих местных журналистов – фотокорреспондента «РИА Новости» Cаид-Хусейна и корреспондента газеты «Жизнь» Мустафу Куркиева, избитых при задержании, отпустили только к вечеру воскресенья. По словам сотрудника «Мемориала» Александра Черкасова, их задержали, когда они снимали горящее здание газеты, и пытались обвинить в поджоге.

Сейчас ситуация в республике стабильная, говорит источник в аппарате полпредства в Южном округе. Новая акция назначена на 23 февраля – день депортации ингушей в 1944 г., уточняет Евлоев.