Полина Дерипаска: «Брачного контракта у меня нет», - Полина Дерипаска, председатель совета директоров Forward Media Group

От серых ворот поворачиваете к желтому особняку, видите перед собой дверь с надписью «Входа нет», вам сюда» – так ассистент Полины Дерипаски объясняет дорогу к месту, где состоится интервью
С. Николаев

В 2006 г. ИД «Ова-пресс», известный по глянцевым журналам Hello!, «Моя кроха и я», «Интерьер+дизайн», сменил хозяина. Одна из структур Video International продала его компании «Раинко», управляющей некоторыми активами Олега Дерипаски. Вскоре издательский дом был переименован в Forward Media Group (FMG), а его совет директоров возглавила жена магната Полина Дерипаска.

Мы беседуем в ее личном офисе, кабинете на 1-м этаже старого особняка рядом с Новым Арбатом. Небольшая комната, стол, заставленный батареей маленьких бутылок с водой Vittel, черно-белые фотографии на стенах. Никаких намеков на то, что эта хрупкая, скромная, с тихим голосом молодая женщина – жена обладателя крупнейшего состояния в России. Полина подтверждает, что она единственный владелец FMG. Но с расхожей трактовкой про «подарок от мужа, чтоб жена не скучала» соглашаться не склонна. «Я очень хотела издавать журнал о знаменитостях, еще когда училась в Англии, – рассказывает она. – Я сразу поняла феномен такой продукции: это единственные женские журналы, которые читают мужчины. У них всегда волшебный рейтинг: один человек купил, а прочитали 3–4. Я активно договаривалась с Video International [о покупке у них «Ова-пресс»]. Так что это нельзя назвать подарком – я сама занималась тем, чтобы его приобрести». Покупку финансировал муж. «Но это не значит, что я сказала: «Хочу издательство» – и мне его принесли», – подчеркивает Полина.

«Я мечтала стать спортивным журналистом»

Ее отец Валентин Юмашев, до того как возглавить администрацию Бориса Ельцина, работал в «Комсомольской правде», готовил к публикации мемуары Ельцина, был замом главного редактора «Огонька». Мать Ирина Веденеева работала корреспондентом «Советского спорта» и «Московского комсомольца». «У меня с детства был интерес к журналистике, и я мечтала стать спортивным журналистом», – вспоминает Полина. С четырех лет она начала заниматься большим теннисом. Травма спины помешала продолжить спортивную карьеру. Когда ей исполнилось 16, родители отправили дочь учиться в Англию. И в британской школе Milfield, и на экономическом факультете МГУ, и в Высшей школе бизнеса МГУ специализация у нее была «менеджмент». Сейчас Полина охотно советуется с отцом по вопросам медиабизнеса: «Он отлично разбирается во всем, что происходит в офлайне. С интернетом тяжелее, потому что он им специально не занимается». Хотя Юмашев, с точки зрения дочери, все-таки внимательный пользователь интернета – читает газеты через сайты и периодически заходит на Odnoklassniki.ru: «Однажды нашел там свою одноклассницу и даже встретился с ней».

Для Полины это лишнее подтверждение перспективности социальных интернет-сетей. Вместе с подругой Дарьей Жуковой она запускает несколько интернет-проектов, среди которых будет социальная сеть для школьников и студентов. Подруги ведут переговоры о покупке еще двух сайтов (до закрытия сделок их названия не раскрываются) и развивают онлайн-издание о знаменитостях Spletnik.ru. По ее мнению, доходы от интернет-направления в FMG в ближайшие годы будут расти быстрее, чем от других видов бизнеса.

Финансовые показатели FMG Дерипаска не раскрывает. Говорит, что пока они исчисляются десятками миллионов долларов. «Мы увеличили обороты на 70% с момента покупки (в 2006 г., по данным портала MediaGuide, они превысили $24 млн. – «Ведомости»)». По словам Полины, многое в этом бизнесе ей пришлось поменять: в «Ова-пресс» не было ни юридической службы, ни HR, ни рекламной службы. Было решено закрыть журналы «Валя-Валентина» и Sandra («Они не были убыточными, но находились совершенно в другом сегменте, чем наш»). Взамен FMG в течение года разработала и запустила три новых журнала – ежемесячные Story, Car и Empire.

«У нас сильно развит мужской шовинизм»

Среднестатистический день Полины выглядит так: «Встаю в 9 утра – раньше не получается, потому что ложусь поздно. Обязательно занимаюсь йогой, потом еду на работу. Живу на Рублевке, и много времени бездарно приходится тратить в пробках. Вечером стараюсь вернуться, пока дети не спят». Старшему Пете сейчас 6,5 года, он учится в подготовительном классе математической школы. Марусе скоро будет пять, она ходит в детский сад. Иногда Полине удается сходить куда-нибудь со знакомыми, с подругами, с семьей, поиграть с отцом в теннис. «Но работа – это все-таки большой кусок жизни, и чем дальше занимаюсь проектом, тем больше времени у меня это отнимает», – признается хозяйка FMG.

Российский бизнес отличается жесткостью, а Олег Дерипаска слывет чуть ли не самым жестким предпринимателем в стране. «Я, конечно, намного мягче по характеру, – смеется Полина. – В издательском деле авторитарные методы не работают, у нас тут все демократично».

Брачного контракта супруги не заключали. «Мне кажется, в России это не очень принято», – говорит Полина. Но относится к такой форме регулирования семейных отношений положительно, «так как брачный контракт помогает избежать возникновения споров и конфликтов в будущем».

На вопросы о муже она отвечает сдержанно. Познакомились через общих друзей, заключили брак в 2001 г. «Периодически муж узнает, как у меня идут дела в издательском доме, но сама я с ним не советуюсь, принимаю решения самостоятельно», – говорит Полина. В семейной жизни похожая картина: «Он очень много занят на работе, может быть, если бы было больше времени, тоже бы во все вникал сам. Он ведь любит во всем досконально разобраться – это один из секретов его бизнес-успеха».

Главный же секрет успеха, по мнению жены владельца «Русала», в его сильном видении. «Оно было у него и 10 лет назад – он четко понимал, куда хочет двигаться стратегически, как должна развиваться компания, какое место на рынке занимать. В России ведь мало кто в то время заглядывал на 10–15 лет вперед, а он всегда строил долгосрочные планы», – убежденно говорит она.

Вопрос о том, может ли женщина построить в России бизнес, сопоставимый по размерам с «Русалом», ненадолго погружает Полину Дерипаску в размышления. «Нет, у нас все-таки сильно развит мужской шовинизм, – приходит к выводу она. – А потом, пройти через 1990-е женщине, я думаю, было бы невозможно». Сейчас ситуация в этом смысле не намного лучше. «На Западе есть немало примеров, когда женщины занимают большие позиции в бизнесе. У Олега в компании тоже [есть такой пример – Гульжан] Молдажанова, – продолжает Полина. – Но все-таки это CEO, а не создатели собственного бизнеса. В отечественном бизнесе на равных тебя не воспринимают. Есть стереотип, что женщины – это в лучшем случае финансовые директора, бухгалтеры». А на самом деле, уверена предпринимательница, женщина не уступает мужчинам в креативности, в управлении компанией, в способности создать бизнес и руководить им.

«Хочу сделать большой медиахолдинг»

Приятельница Полины Дарья Жукова, несмотря на близкие отношения с Романом Абрамовичем, также без дела не сидит – продвигает как модельер свою марку одежды. Уж не тенденция ли это новая у жен и подруг российских магнатов – вместо того чтобы заниматься детьми или проводить время в spa-салонах, добывать трудовую копеечку? «Не могу сказать, тенденция или нет. Но я училась много лет не для того, чтобы потом сидеть дома, – отвечает Полина. – Я изначально была нацелена на работу. А если человек чего-то очень хочет – плохо, если у него нет возможности это реализовать».

По оценке Дерипаски, среди издательских домов ее FMG сейчас на 6–7-м месте по оборотам (по данным Гильдии издателей периодической печати, в январе – июле 2007 г. FMG с тиражом 760 400 экземпляров была на 15-м месте среди издателей журналов). «У лидеров рынка, таких как Independent Media, преимущество в огромном наборе изданий – здесь нам сложно с ними конкурировать, – говорит она. – Зато мы более мобильны и быстрее принимаем решения, быстрее можем привлечь инвестиции». Важным отличием от конкурентов она считает дружбу руководства FMG со знаменитостями: «Главный редактор Hello! Света Бондарчук всех знает лично».

Полина Дерипаска говорит, что продавать компанию по крайней мере в ближайшие 10 лет не собирается, а хочет сделать большой медиахолдинг. «Но самое важное для меня – семья, дети. И родители, – произносит Полина под конец разговора. – Я сейчас, хоть со временем и напряженно, стараюсь почаще с ними бывать, уезжать вместе куда-нибудь хотя бы на неделю. Такие приоритеты появляются по мере того, как становишься старше».