Полисы идут по городу

Страховщики активно наращивают свои розничные сети. В этом году компании заявили об открытии минимум 80 новых отделений и офисов. Насыщение рынка не за горами, прогнозируют эксперты
Е.Кузьмина

Страховщики начали активно развивать сети продаж после введения в 2003 г. ОСАГО, с тех пор количество их офисов увеличилось в десятки раз, полагает исполнительный директор «Русского мира» Евгений Гуревич. Директор управления маркетинга северо-западного дивизиона «Ренессанс страхования» Алексей Образцов считает, что число офисов и отделений страховых компаний в Петербурге за четыре года увеличилось в шесть раз и составляет примерно 250. Стационарных офисов страховых компаний в Петербурге не меньше 200, говорит руководитель страхового бизнеса инвестбанка «КИТ финанс» Сергей Ковальчук. Действующие в Петербурге страховые компании, по его оценке, продвигают свои продукты примерно через 1000 точек продаж, в том числе в торговых центрах, автосалонах, на автозаправках.

Страховые компании наряду с банками – одни из самых активных арендаторов, замечает директор петербургского офиса Colliers International Борис Юшенков. При этом каких-то особых требований к помещению – например, по безопасности, как банки, – они не предъявляют, добавляет консультант.

Основной критерий выбора – местоположение, констатирует Юшенков. С ним согласен замгендиректора «Росгосстрах – Северо-Запад» Сергей Зазимко. Для офиса важны, по его словам, интенсивный пешеходный поток, расположение рядом с крупными жилыми массивами, транспортный поток, возможность парковки. Этим критериям удовлетворяют, например, точки в торгово-развлекательных и бизнес-центрах, говорит директор филиала СЗРЦ ОСАО «РЕСО-гарантия» Константин Кудрявцев. По словам Образцова, компания отдает приоритет спальным районам.

Для локальных офисов страховщики, по словам Юшенкова, выбирают помещения в 100–150 кв. м, расположенные в проходных местах, например в торговых центрах или на первых этажах жилых зданий. Площадь отделения может составлять от 15 до 150 кв. м, говорит Кудрявцев. Обычно предлагаются помещения от 100 кв. м и приходится арендовать более крупные помещения, чем реально необходимо, добавляет Образцов.

Формат сети со временем трансформируется. После введения ОСАГО «Росно» развернула продажи полисов через стойки, расположенные в торговых центрах, гипермаркетах, на АЗС, вспоминает директор центра страхования физлиц северо-западной дирекции «Росно» Валентина Шаругевич. Они обеспечивали до 15% от поступлений агентской сети, а также выполняли имиджевую функцию, продолжает менеджер. С развитием офисной сети необходимость в точках продаж исчезла, добавляет она. Теперь «Росно», по ее словам, рассматривает возможность организации офиса в крупном жилом комплексе и местах активного строительства.

По словам Шаругевич, максимальная площадь для офиса страховой компании – 30 кв. м.

Средние инвестиции в открытие нового офиса она оценивает в $5000–7000, срок окупаемости – три года. По словам Зазимко, организация и первый год работы офиса стоят 1,33–5 млн руб. и окупаются за 1–2 года. Образцов также называет сроки окупаемости в 1–2 года при инвестициях порядка 3–4 млн руб. в случае аренды помещения. У «РЕСО-гарантии» вложения в новый офис окупаются за год, сообщает Кудрявцев.

В этом году страховщики планируют продолжить развитие розничной сети. «РЕСО-гарантия» собирается открыть 27 новых отделений, «Росгосстрах – Северо-Запад» – 30. А «Русский мир» намерен увеличить свое присутствие на 50% и довести количество офисов до 70–75. В 2008 г. уже можно говорить о начале насыщения рынка и снижении темпов роста сети, прогнозирует Гуревич. Расширение сети офисов нецелесообразно, в Петербурге их и так уже достаточно, считает Ковальчук. Банк приобрел страховую компанию «Класс», переименовал ее в «КИТ финанс страхование». «У нас будет не больше семи собственных офисов», – говорит Ковальчук. Компания собирается продвигать страховые услуги более современными способами, в частности через интернет и call-центр, и с учетом экономии затрат на содержание офиса и комиссии рассчитывает снизить стоимость услуг, утверждает он.