Ради «Синего супа»

В этом году выставку номинантов на премию «Инновация» смотреть можно только из любви к современному искусству

Выставка номинантов – жанр специфический, даже лучшие за год произведения художников не всегда складываются в удачную экспозицию. Но в прошлом и позапрошлом году организаторам премии это сложение удавалось и зритель получал возможность наверстать упущенное и увидеть самое важное на выставке в Государственном центре современного искусства, которая автоматически выходила удачной.

На этот раз номинантам на выставке тесно и переварить увиденное трудно: слишком много мониторов, видео на них не всегда качественное, а мешанина звуков, льющихся с экранов – невыносимое испытание. Это замечание касается не самих видеоинсталляций, и прежде всего главного претендента на победу в номинации «Произведение визуального искусства» – магического «Озера» группы «Синий суп», а роликов, представляющих выставки, соревнующиеся за право считаться лучшим кураторским проектом. О «Верю» Олега Кулика и «Приключениях черного квадрата» Русского музея по этим роликам впечатления не составишь, как и по мини-фрагментам выставок «Это не еда» Ольги Лопуховой или «История русского видеоарта» Антонио Джеузы.

Самый громкий проект года, «Соц-арт» Андрея Ерофеева в Третьяковской галерее, в шорт-лист «Инновации» не попал. Эксперты избавили жюри от неловкой ситуации судить на конкурсе Министерства культуры то, что осудил министр культуры.

Выгодно отличаются на фоне экранного мельтешения номинанты раздела «Новая генерация», особенно материальные и зрелищные инсталляции Ирины Кориной и Ильи Трушевского.

Назвать нынешнюю выставку «Инновации» неудачной, однако, нечестно. Организаторы представили то, что должны были, и в угоду зрителям ничем не пожертвовали. И в этом случае зритель должен их понять.