Сетям могут урезать льготы

«Деловая Россия» предлагает разрешить использовать ЕНВД только малому бизнесу. Минфин и Минэкономразвития не против

Письмо Минфину «Деловая Россия» отправила вчера, попросив его инициировать поправки в Налоговый кодекс, запрещающие использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД) компаниям с оборотом свыше 30 млн руб.

ЕНВД в нынешнем виде представляет собой льготу для предприятий торговли, отмечает гендиректор «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов. Они могут платить со 150 кв. м торговых площадей 40 500 руб. в месяц вместо налога на прибыль, НДС, соцналога и налога на имущество. Какие отрасли могут перейти на ЕНВД, определяют региональные парламенты. В Москве, например, торговцы ЕНВД не платят.

Крупнейшим налогоплательщикам использовать ЕНВД нельзя с мая 2007 г. К ним по приказу ФНС относятся компании с выручкой в одном регионе свыше 1 млрд руб. и свыше 20 млрд руб. – на федеральном уровне.

Уже почти год как крупный бизнес поставлен в неравное положение, утверждает председатель «Деловой России» Борис Титов: фирмы с раздробленной структурой или использующие франчайзинг имеют преимущества перед консолидированным холдингом с таким же оборотом.

Компания с выручкой в 19 млрд руб., использующая ЕНВД, заплатит в 6–7 раз меньше налогов, чем ее конкурент с выручкой в 21 млрд руб., говорится в письме. ЕНВД активно используют аптечные сети, компании, торгующие мобильными телефонами, рассказывает Титов.

Дополнительные доходы, которые получит бюджет от перехода компаний с ЕНВД на обычную систему, Титов предлагает направить на компенсацию потерь от снижения НДС.

Минэкономразвития уже предлагало разрешить использовать ЕНВД только малым предпринимателям, замечает начальник отдела Минэкономразвития Виталий Прокаев. Минфин скорее всего поддержит сужение круга компаний, использующих льготную систему, говорит директор налогового департамента Минфина Илья Трунин.

«После перехода с ЕНВД на общую систему налогобложения в Санкт-Петербурге финпоказатели компании ухудшились», – говорит президент «Евросети» (выручка в 2007 г. – $3,4 млрд) Алексей Чуйкин. Если предложения «Деловой России» будут реализованы, крупным сетям будет крайне сложно конкурировать по цене товара с мелким бизнесом.

Франчайзинг – не средство снизить налоги, он открывает малым предприятиям доступ к технологиям и рекламным возможностям крупной сети, считает Шаповалов: а с фиктивным дроблением структуры компании должны бороться налоговики.