Нежданная экономия

Строящиеся к сочинской Олимпиаде санно-бобслейная трасса и дорога до биатлонного комплекса могут обойтись бюджету не в 17 млрд руб., а на 40% дешевле, подсчитал «Олимпстрой». Эти проекты – исключения, считают эксперты

Новые расчеты по стоимости дороги больше похожи на правду, чем предыдущие, считает руководитель аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. По новым расчетам, стоимость 1 км дороги будет соответствовать $20 млн. Примерно во столько же обошлось строительство кольцевой магистрали вокруг Cанкт-Петербурга. Эти две дороги похожи – и там и там будет много эстакад, считает Шаго. Простая равнинная автодорога на несколько полос без эстакад обошлась бы в $2–3 млн за 1 км. Санно-бобслейная трасса согласно данным газеты Herald Tribune в Турине обошлась в $83 млн (около 2 млрд руб.), что даже меньше расчетов «Олимпстроя». Завышенные оценки стоимости строительства во многом связаны с устаревшими ГОСТами, на которые вынуждены ориентироваться отечественные проектировщики, объясняет чиновник Минрегиона, на Западе аналогичные объекты стоили бы в 2–3 раза дешевле.

В понедельник после совещания у президента Владимира Путина глава госкорпорации «Олимпстрой» Семен Вайншток заявил, что подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи может обойтись дешевле, чем планировалось. По его словам, в ходе ревизии объектов выяснилось, что смета на строительство некоторых из них была необоснованно завышена. Вице-президент «Олимпстроя» Сергей Григорьев сообщил «Ведомостям», что речь идет о санно-бобслейной трассе и автомобильной дороге от «Розы хутор» до биатлонного комплекса протяженностью 14,7 км. Строительство первой было первоначально оценено в 4,4 млрд руб., второй – в 13 млрд руб. На самом деле стоить объекты будут на 40% дешевле, обещает Григорьев. Таким образом, вместо 17 млрд руб. госкорпорация затратит на их строительство 10 млрд руб.

Но Григорьев оговаривается, что делать вывод о том, что затраты на все олимпийские объекты завышены, нельзя. «Мы просто констатируем факт, – говорит Григорьев. – По одним объектам возможно удешевление, а по другим – удорожание. Итоговую стоимость можно будет назвать, когда будет готова проектно-сметная документация на все объекты».

Сейчас рассматривается возможность перенесения санно-бобслейной трассы, поскольку «Гринпис» считает, что она находится в границах буферной зоны Кавказского биосферного заповедника, говорит чиновник правительства. Просьба о переносе уже направлена в Международный олимпийский комитет, комиссия которого 21 апреля приедет в Россию и огласит свою позицию по этому вопросу. Не исключено, что ее стоимость придется пересчитывать.

Заявочная книга делалась за несколько месяцев, поэтому все расчеты были сделаны на глазок, констатирует директор Института региональной политики Булат Столяров. Удешевление проектов – это исключение, а не тенденция. В целом Олимпиада может оказаться в два раза дороже, считает он. Ранее о возможном двукратном удорожании говорил и председатель Счетной палаты Сергей Степашин, а министр транспорта Игорь Левитин – о необходимости потратить две трети сметы «Олимпстроя» (109 млрд руб.) на транспортные объекты.