Кто быстрее продает

Региональные торговцы автомобилями догоняют по обороту московских. Это следует из рэнкинга, который составил auto-dealer.ru

Рэнкинг составлен одним из крупнейших российских автомобильных интернет-порталов – auto-dealer.ru и опубликован в журнале «Авто бизнес ревю». В рэнкинг вошли 25 дилерских холдингов России, оборот каждого из которых в 2007 г. превысил $250 млн.

При составлении рэнкинга использовалась информация самих автодилеров (в том числе о компаниях-конкурентах) и компаний-производителей, рассказывает гендиректор auto-dealer.ru Олег Дацкив. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» принимала участие в этом проекте, признает ее вице-президент Дмитрий Гулин.

Кто впереди

В пятерку лидеров вошли «Рольф», «Мэйджор авто», «Автомир», «Кунцево» и «Бизнес кар» (см. рисунок). «Мы не раскрываем финансовых данных, но, по нашим ощущениям, занимаем вторую позицию на рынке», – подтверждает PR-менеджер «Мэйджор авто» Анна Трофимова.

По данным Pricewaterhouse-Coopers, объем российского рынка новых автомобилей в 2007 г. составил примерно $47 млрд. «Исследование показывает, что 17,6% оборота приходится на пятерку ведущих автохолдингов. Десятка лидеров контролирует около 30% рынка, а все компании, вошедшие в рейтинг, занимают 39,6%», – указывает Дацкив.

Очевидно, считает он, что в выигрыше оказались мультибрендовые холдинги, однако не стоит недооценивать и монобрендовых игроков. Ярким примером, по его словам, стал холдинг «Авилон Нью-Йорк моторс», который замыкает топ-10 рэнкинга по продажам. «Авилон» торгует Mercedes, «Нью-Йорк моторс» – Ford. По словам Андрея Павловича, гендиректора «Авилона», Mercedes продано в 2007 г. 4100 штук (включая микроавтобусы), Ford – 12 100: «По продажам Mercedes мы крупнейшие в Восточной Европе, а «Нью-Йорк моторс» два года подряд становится крупнейшим в мире дилером Ford», – утверждает он. В 2008 г., по его словам, входящие в холдинг компании останутся монобрендовыми, а их совокупный оборот превысит $1 млрд.

Регионы догоняют

Тенденция последних лет – рост дилерских компаний в регионах, замечает Гулин из РОАД. В рэнкинг попали восемь региональных компаний.

Наибольший оборот из немосковских дилеров у «Транстехсервиса» ($800 млн, 26 000 штук) из Татарстана (присутствует и в сопредельных регионах). Близок к нему «Автолэнд» из Екатеринбурга, сегодня представленный также в Уфе и Новосибирске ($700 млн, 22 700). «Данные адекватны», – говорит пресс-секретарь УК «Автолэнд» Наталья Нагорнова.

Далее следуют «Лаура» ($350 млн, 15 000) из Петербурга, пермский «Машинный двор» ($341 млн, 12 000), «Евросиб» ($306 млн, 6000), «Мега авто» ($280 млн, 7800) и РРТ ($367 млн, 9200) из Петербурга, «Гедон» из Краснодара ($250 млн, 8700).

Гендиректор группы «Лаура» Михаил Логутенко называет оценку своей компании адекватной. По его словам, в 2008 г. обороты группы должны вырасти на 25–30%. «Оборот розничного направления «Евросиба» в 2007 г. больше, чем в рэнкинге, – около $360 млн», – говорит гендиректор «Евросиб-авто УК» Геннадий Безлобенко. Он рассчитывает, что в этом году оборот вырастет на 40%».

В регионах существуют и другие крупные дилеры, которые могли бы войти в рэнкинг, но пока не раскрывают свои показатели, считает Гулин из РОАД.

Тренд к смещению спроса в регионы очевиден, указывает директор по региональному развитию группы «Автомир» Сергей Вятченков: если в прошлом году в двух столицах продавалось около 45% новых автомобилей, то в 2008 г. будет меньше 40%. По оценке управляющего партнера компании «Маркетинговые и инвестиционные проекты» Владислава Цветкова доля Москвы еще меньше – около 30%.

«Автомир» пообещал в прошлом году за три года инвестировать в региональную сеть около $200 млн. Сейчас в регионах строится 16 дилерских центров общей стоимостью $80 млн, говорит Вятченков. О планах региональной экспансии заявляли Genser, «Инком-авто», «Атлант-М».

Иностранцы едут

В рэнкинг попал и один иностранец – Inchcape ($296 млн). «Показатель оборота Inchcape включает в себя только продажи Toyota и Lexus (в 2006 г. Inchcape приобрела долю в бизнесе петербургского продавца Toyota и Lexus «Аксель кар», входящего в группу «Олимп»), а также частично декабрьские продажи Audi и Peugeot из дилерских центров, купленных у того же «Олимпа» (осенью 2007 г. Inchcape приобрела 75,1% долей в компании «Оргтехстрой», продающей Audi и Peugeot).

В 2008 г. к этому показателю добавятся еще и данные по продажам Musa Motors (в апреле 2008 г. Inchcape купил 75,1% российской группы Musa Motors). При таком раскладе Inchcape, точнее «Инчкейп Россия», практически гарантирует себе место в десятке по итогам 2008 г.», – говорит Дацкив.