Новинки книжных развалов


Маверики в деле. Почему в бизнесе побеждают наиболее оригинальные умы

Уильям Тейлор, Поли Лаббард

СПб., BestBusinessBooks, 2008. – 307 с. (серия книг Advance Management Institute)

В произведениях великого Мольера, непрерывно создававшего новые формы в искусстве, немало афоризмов. Мне нравится такой: «Как приятно знать, что ты что-то узнал»! В практике компаний от мала до велика, изученных Уильямом Тейлором и Поли Лаббард, тоже немало интересного: в них непрерывно созидается новая экономика и компании-чудаки побеждают остальных. Раскрывая книгу впервые, я никак не ожидал, что буду перечитывать ее снова и снова.

Авторы назвали свой труд репортажем с «фронтов будущего». Но это лишь привычный американский сленг победителей. На самом деле в ней описаны стратегии, приемы и стили лидерства организаций с самыми разными историями, культурами и бизнес-моделями. «Половина – публичные компании или подразделения публичных компаний. Вторая половина – частные компании, начинающие фирмы с венчурным капиталом или даже некоммерческие организации, – перечисляют авторы. – Гиганты с тысячами сотрудников и объемами продаж в миллиарды долларов». И совсем не гиганты.

Например, у Аркадия Кульмана, открывшего ING Direct USA в 2000 г., теперь «онлайновая денежная машина, ежемесячно прирастающая на 100 000 новых клиентов (40% которых приходят по рекомендации знакомых) и $1 млрд по вкладам».

Компания Graistlist, созданная в 1995 г., – «невероятно успешная маленькая фирма, охватывающая весь мир и распространяющая свое влияние по всему интернету». Если бы эта компания, «никогда не получавшая ни цента венчурных денег и имеющая в штате менее 20 сотрудников», была выставлена на продажу, то, как пишут Тейлор и Лаббард, ее стоимость составила бы $100 млн.

Роб Мак-Юэн из Goldcorp произвел революцию в старой и усталой отрасли – золотодобыче. Обратившись к интеллектуальному капиталу всего мира, он тоже изобрел новую денежную машину: авторы пишут о том, что вложенные в Microsoft в 1993 г. $100 000 в конце 2005 г. стоили $895 000; та же сумма, вложенная в Berkshire Hathaway Уоррена Баффета, превратилась в $748 000, при вложении в Goldcorp можно было заработать $2,9 млн – почти в 30 раз больше.

Или история о карьере. В проекте «Вызов Goldcorp» зарегистрировались 1400 квалифицированных участников (на языке «Вызова» – онлайн-кандидатов). Занявший почетное третье место Александр Якубчук, в то время профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, получил призовые $75 000 и смог «перевезти свою семью в Лондон», где вскоре «стал управляющим разведкой ископаемых лондонского отделения Gold Fields Limited, одного из гигантов добывающей промышленности».

Те, на кого эти факты не произвели впечатления, могут книгу не читать. Ведь, как сказал Мольер, «от книжной мудрости глупец тупее вдвое».