Торговля победами

На Евро-2008 заработали телеканалы, рестораторы и ритейлеры. Недосып болельщиков скажется на производительности труда в июне, но успехи сборной полезны экономике
Reuters

Розничная сеть АБК фиксировала всплески продаж в дни игр сборной. «Пиво и коньяк сметали с прилавков, дневной объем продаж вырастал соответственно вдвое и втрое», – говорит председатель совета директоров АБК Владислав Егоров, но перед полуфиналом 26 июня с 16.00 действовал запрет на продажу алкоголя, выручка от спиртного снизилась на 66%.

За право трансляции матчей Евро-2008 телеканалы «Россия» и «Первый» заплатили УЕФА до $10 млн. Рекламные сборы каналы не раскрывают, сотрудник крупного медийного агентства оценивает их минимум в $15 млн.

По данным агентства «Телеспорт», продававшего рекламу, в трансляциях на «Первом», «России» и «Спорте» купило время около 50 компаний, представляющих порядка 70 брендов. Стоимость рекламы была очень высока – несколько сотен тысяч долларов за пакет из 10 основных матчей, рассказывает Надежда Сенюк, представитель сети «Техносила»: «Учитывая полученную огромную аудиторию, мы считаем затраты оправданными». В Москве полуфинальный матч Россия – Испания смотрело более 70% телеаудитории, подсчитала TNS Gallup Media.

Обмыли победу

Во время матчей сборной России посещаемость ресторана «Амбар» на Таганке, где транслировались игры, удваивалась, говорит Валерия Силина, пиар-директор «Ростик груп», но добавляет, что рост выручки в сетях «Амбар» и «Фрайдис» достигал всего 20%, потому что большинство болельщиков ничего не ело, а только заказывало напитки.

В пивном ресторане «Колбасофф» в такие дни выручка увеличивалась также на 20% против среднего показателя в 250 000 руб. за счет посещаемости, говорит Михаил Зельман из компании «Арпиком», выручка другой сети «Арпикома», «Гудман», увеличилась на 10%.

Продажи пива «Балтика» в общепите во время чемпионата выросли, но на результатах компании во II квартале 2008 г. это не скажется, на сектор приходится около 10% рынка, полагает Алексей Кедрин, заместитель директора «Балтики». Успехи российской сборной стали одной из причин роста спроса на шампанское – в июне его продано на 25% больше, чем в мае, говорит представитель группы «Исток» Дарья Домостроева.

Маркетинговые акции, связанные с Евро-2008, оказались очень удачными: продажи продуктов, которые рекламировались во время матчей, выросли в 30–40 раз, раскуплены все сувениры с символикой сборной России – футболки, кружки и т. д., сообщает пресс-служба X5. У компании с 2006 г. – спонсорский контракт с Российским футбольным союзом на $14 млн.

По оценке Дамира Губейдулина, операционного директора сети «Остров» (20 магазинов), несмотря на вынужденное закрытие круглосуточных магазинов в ночь с 26 на 27 июня, общий прирост выручки сети за неделю составил 10%.

Страна у экрана

Продажи телевизоров Philips выросли в июне на 25–30% по сравнению с маем, говорит Инесса Галактионова, директор по связям с общественностью российского представительства компании: все сети, торгующие техникой, проводили рекламные акции, приуроченные к Евро-2008, что подстегнуло спрос. Очень много заказов на телевизоры поступило от ресторанов и других развлекательных заведений. В Европе, по данным Галактионовой, продажи телевизоров в июне увеличились на 10–15% по сравнению с предыдущим месяцем – большое достижение для европейского рынка.

В «Эльдорадо» в период Евро-2008 отметили 30–40%-ный рост продаж плоскопанельных телевизоров (плазменных и LCD), говорит Алексей Сердюченко, директор по закупкам компании. Впрочем, во многом это заслуга самого ритейлера – в преддверии чемпионата «Эльдорадо» обещало покупателям телевизоров комплекс спутникового ТВ «НТВ+» в подарок или скидочную карту, дисконт по которой увеличивается в зависимости от успехов сборной: за каждый выигранный матч прибавляется 10% от зафиксированной на карте суммы, а за проигрыш или ничью – 5%.

Сенюк из «Техносилы» говорит о росте продаж ЖК-телевизоров и плазменных панелей более чем в 1,5 раза.

Напрямую на продажи спорттоваров такие события, как чемпионат Европы, не влияют: болельщики покупают в основном дешевые сувениры, объясняет Дмитрий Биневский, директор по маркетингу российского представительства Adidas, спонсора Евро-2008. Эти соревнования дают спонсорам долговременный эффект, повышая интерес людей к спорту и лояльность к бренду.

Зато уже хорошо заработали компании, продающие сувениры с российской символикой. Например, фирма «Профлаг» за три дня продала 1000 российских флагов 90 на 135 см – такой объем раньше закупали только организации, рассказал директор компании Филипп Мельников.

По оценке гендиректора «Инна-тур» Дмитрия Горина, всего из России на чемпионат отправилось около 10 000 болельщиков, из которых 60% воспользовалось услугами туроператоров, самый дешевый тур – на одну игру – обходился с учетом билета в 1500 евро.

К подвигам готовы

В июне производительность труда в стране может снизиться из-за неудобного времени трансляции матчей, которая иногда заканчивалась во втором часу ночи, уверен Евгений Надоршин, экономист инвестиционного банка «Траст»: «Если учесть, что много людей отмечали успех или поражение до шести утра, понятно, что на следующий день за станком или компьютером они работать в полную силу не могли». Однако, подчеркивает он, в следующие кварталы благоприятный психологический настрой россиян, обеспеченный всеми победами 2008 г., может привести к росту производства.

Юлия Цепляева, главный экономист Merrill Lynch по России и странам СНГ, сомневается, что результат будет явным: «Вряд ли победа той или иной сборной скажется на росте ВВП».