Бизнес и изменение климата: Помочь «восьмерке»


Изменение климата – серьезнейший вызов для всего международного сообщества, включая и бизнес-сообщество. Несмотря на то что неясностей до сих пор много, оценка имеющейся информации с точки зрения риск-менеджмента приводит нас к выводу, что лидерам бизнеса и политикам пришло время действовать.

Таково общее мнение 100 руководителей крупнейших компаний мира, представляющих все секторы промышленности и все регионы мира, среди которых и авторы этого письма. В течение прошлого года мы под эгидой Всемирного экономического форума и Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development) вместе работали над созданием наиболее подробной из когда-либо разработанных бизнес-сообществом стратегий, формирующих политику в области изменения климата и призванных прийти на смену Киотскому протоколу.

Наше послание лидерам «восьмерки», встречающимся на Хоккайдо на этой неделе, заключается в том, что для наиболее эффективного с экономической точки зрения достижения целей по снижению выбросов вредных веществ до уровня, рекомендованного учеными, понадобится новая геометрия международного сотрудничества. В то время как Киотский протокол основан на традиционных, принятых сверху вниз государственных целевых ориентирах, мы надеемся, что новая структура воплотит в себе наиболее прагматичное и ориентированное на результат сочетание мер, направленных как сверху вниз, так и снизу вверх и призванных не только повысить выполняемость обязательств, но и сделать их выполнение наименее затратным и наименее вредным для экономического роста.

Прежде всего новый формат принятия решений должен предусматривать ясные стимулы (как положительные, так и отрицательные), которые позволят в процессе сокращения выбросов не уничтожать, а создавать стоимость. Результатом общей работы должно стать появление развитого и ликвидного международного рынка квот на парниковые выбросы.

Необходимо, чтобы в рамках новой структуры было признано право национальных правительств на гибкость во внутренней политике, что означает возможность варьирования условий и сроков соглашений и установления индивидуальных переходных периодов. В соответствии с последними оценками Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC) мы призываем правительства к достижению консенсуса по сокращению выбросов к 2050 г. как минимум вдвое по сравнению с нынешним уровнем. Мы ждем, что страны «восьмерки» продемонстрируют лидерство в этой сфере. Руководителям основных развивающихся экономик необходимо скорректировать свои планы так, чтобы снижение уровня выбросов согласовывалось с устойчивым экономическим развитием.

В целях повышения уровня доверия к этим планам также должны быть прописаны реалистичные промежуточные цели, позволяющие отслеживать прогресс на пути к долгосрочной цели. Согласно расчетам IPCC к 2030 г. может быть поставлена промежуточная цель по сокращению выбросов на 14–35% (в зависимости от сценария) при условии, что цена квоты установится на уровне $20 за тонну эквивалента CO2. Определение глобального потенциала промежуточного уменьшения уровня выбросов станет, как мы надеемся, полезным и имеющим практическое значение опытом для международного бизнес-сообщества и правительств. Эта работа вызовет оживленный частно-государственный диалог о том, каким должен быть новый формат, гарантирующий достижение целей.

Ряд других элементов, создаваемых по принципу «снизу вверх», также обладают существенным потенциалом для улучшения качества защиты окружающей среды, экономической эффективности и политической приемлемости посткиотского формата. В нашем послании лидерам «восьмерки» мы рекомендуем использовать частно-государственное партнерство для ускорения технологического прогресса и его распространения, для облегчения процесса передачи технологий в развивающиеся страны, для предоставления потребителям более полной информации о последствиях тех или иных их действий и для создания общей системы показателей эффективности рынка квот на выбросы, что, в свою очередь, сделает возможным сравнение сходных рисков, построение корпоративных стратегий и продвижение стран на пути к намеченным целям.

Проблемой климата мы заинтересовались потому, что видим в ней возможности для технологических инноваций и повышения акционерной стоимости. Мы убеждены, что правильно построенная система защиты климата окажет на развивающиеся страны большее воздействие, чем все другие инициативы устойчивого развития в истории. Главная наша цель – создать ориентированную на результат систему, которая позволит гармонизировать долгосрочные цели по охране окружающей среды и естественное для бизнеса стремление к созданию стоимости.

Наша группа, представляющая компании, в сумме составляющие 12% рыночной капитализации всех публичных компаний мира, готова сотрудничать с правительствами, чтобы помочь им в достижении консенсуса по созданию прозрачной и эффективной структуры взаимодействия после 2012 г. Однако бизнес не в состоянии полностью реализовать новые возможности в условиях международного политического вакуума: необходимо взаимодействие со всеми правительствами, особенно с правительствами ведущих экономик мира, вот почему необходимы такие встречи, как нынешний саммит на Хоккайдо.

Питер Баккер, генеральный директор компании TNT NV, Нидерланды

Ален Белда, председатель совета директоров и главный управляющий компании Alcoa, США

Олег Дерипаска, председатель наблюдательного совета компании «Базовый элемент», Россия

Ларс Йосефссон, исполнительный директор государственной энергетической компании Vattenfall, Швеция

Цунэхиса Кацумата, президент компании Tepco, Япония

Фирва Якоб Морога, генеральный директор компании Eskom, ЮАР

Вячеслав Синюгин, председатель правления ОАО «ГидроОГК», Россия

Майкл Сплинтер, президент и генеральный директор Applied Materials, США

Соломон Трухильо, генеральный директор Telstra, Австралия

Уильям Уолш, генеральный директор British Airways, Великобритания