Свободный рынок

В 2007 г. на долю трех компаний пришлась половина премии по страхованию жизни. Но лидером этого рынка все еще может стать любой игрок, считают аналитики «Эксперт РА»
Д. Гришкин

В отличие от рынка страхования «не жизни» российский рынок страхования жизни по своим показателям существенно уступает не только остальным странам BRIC, но и странам Центральной и Восточной Европы. Так, в 2006 г., по данным Swiss Re, среднемировая доля взносов по страхованию жизни в ВВП составила 4,5%, а взнос на душу населения – $224,2. Аналогичные показатели для России намного скромнее – 0,06% и $4,3 (2006 г.), 0,07% и $6,4 (2007 г.), говорится в исследовании «Эксперт РА» «Рынок страхования жизни: порядок из хаоса».

Почему же уровень спроса на долгосрочное страхование жизни в России столь низок? С одной стороны, отмечает аналитик «Эксперт РА» Павел Самиев, это объясняется тем, что множество россиян не планируют личный бюджет больше чем на полгода, а кроме того, ориентированы скорее на потребление, нежели на сбережение. С другой – не решен ряд проблем, которые сдерживают спрос на корпоративное страхование жизни и страхование от несчастных случаев. По мнению Самиева, драйверами роста должны, в частности, стать снятие ограничений на продажу продуктов unit-linked, введение налоговых льгот для накопительных видов страхования, допуск страховщиков к участию в страховании накопительной части пенсии, введение обязательного страхования жизни заемщиков банков. Можно спорить о деталях и приоритетах, но, даже если успешно реализовать часть мер, страхование жизни, имеющее наибольший потенциал среди финансовых рынков, совершит прорыв, уверен гендиректор «Авива» Андрей Дубинин.

В 2007 г., по данным Росстрахнадзора, российские компании продали полисов страхования жизни на 22,5 млрд руб. (прирост премий за год на 41%). По оценкам «Эксперт РА», объем реального рынка составил 18,5 млрд руб., темпы прироста – 54%. При этом на долю трех лидеров – компаний «Согаз-жизнь», «Русский стандарт страхование» и «АИГ лайф» – пришлась половина (49,8%) всех собранных рынком премий.

Кто из этих компаний и их конкурентов станет лидером рынка страхования жизни? Такая возможность в течение нескольких лет есть почти у всех игроков, полагает Самиев. Но успеха добьются те, кому удастся заложить прочную основу бизнеса, прежде всего привлечь квалифицированный персонал.

Лидеры по новому бизнесу (этот показатель демонстрирует премии, полученные от новых клиентов) в 2007 г. – «Ренессанс жизнь» (246,5 млн руб.), «Альянс Росно жизнь» (237,8 млн руб.), ОСЖ «Россия» (200,5 млн руб.) и «Авива» (174,6 млн руб.). По мнению президента «Ренессанс жизни» Остина Кимма, причина успеха его компании – в ставке на агрессивный рост и несколько каналов продаж.