Цифра недели: 1131,12 п.


Значение индекса РТС вернулось в 2005 г., но ощущение, что на дворе 1998-й. За каких-то четыре месяца индекс упал почти в 2,5 раза.

Ну и что с того? Конечно, многие россияне стали беднее – биржевые игроки, пайщики ПИФов, участники народных IPO. Ну так на то она и биржа, что выигрывает меньшинство, а пайщики еще отыграются – конечно, если они вкладывали деньги надолго, а не в расчете быстро заработать.

В любом случае их доли процента от населения страны – менее 1 млн человек с учетом работников инвесткомпаний. Те, конечно, по итогам года рискуют получить бонусы меньше обычного, а некоторые – даже остаться без работы. Но лучшие свои места сохранят, а дел у них прибавится: нынешний кризис сулит множество сделок по слияниям и поглощениям.

Обвал на фондовом рынке может вызвать передел собственности. Насколько он будет значительным, зависит во многом от того, как быстро восстановятся котировки.

Сейчас самое время для того, чтобы по дешевке купить отличные активы. Сбербанк стоит чуть дороже собственного капитала, ВТБ – и вовсе на треть меньше. Вряд ли кто-то посягнет на госбанки, но на рынке полно аномально дешевых компаний, которые могут стать объектом для атаки.

Сменить хозяев могут и некоторые из выкупленных в последние годы компаний, причем не только публичных. Многие такие сделки финансировались на заемные средства. Теперь залоги обесценились, а рефинансировать долги непросто.

Этот процесс коснется узкого круга бизнесменов, но на экономику не повлияет, разве что ускорит консолидацию бизнеса и, вероятно, увеличит долю госкомпаний.

В разгар бума M&A о публичных размещениях акций придется забыть на год-два. Жаль, конечно, ведь фондовый рынок, казалось, начинал становиться тем, чем он, собственно, должен быть, – средством привлечения инвестиций в экономику. Но не успел, так что больших издержек от простоя не предвидится.

Бегство капитала с фондового рынка всерьез не угрожает валютному рынку – масштаб не тот. Для платежного баланса куда опаснее выплаты по внешним долгам.

Сократились накопления будущих пенсионеров. Но большинство из них – «молчуны», их деньги остались в ВЭБе и вложены в госбумаги. Они двукратного падения индекса РТС попросту не заметят.

Но если нам не страшен биржевой кризис, значит, что-то не в порядке с нашей экономикой. Один из ее дефектов – жалкая роль фондового рынка.