Пик инвестиций позади

После четырехлетнего роста мировые прямые иностранные инвестиции (ПИИ) снижаются, считает UNCTAD. Но привлекательность России в глазах транснациональных корпораций растет

В мае в России начал действовать закон, ограничивающий доступ иностранных инвесторов в стратегические отрасли, это может снизить приток инвестиций, возражает Гари Хафбауэр из вашингтонского Института мировой экономики. Повлияет на уровень ПИИ и нестабильность фондовых рынков, инвесторов может спугнуть инцидент с «Мечелом», когда за день капитализация компании рухнула на 30%, добавляет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В этом году Россия получит на 5–10% меньше ПИИ, чем в прошлом, полагает Орлова. Понизил инвестиционную привлекательность России и грузино-осетинский конфликт, отмечает Игнатишин, без него у нас были выгодные позиции относительно других стран: российская экономика более спокойно переносила мировой кризис.

Мировые ПИИ снизятся в этом году на 10–13% – примерно до $1600 млрд, прогнозирует Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD). Рост мировых ПИИ продолжается беспрерывно с 2004 г. (см. график на стр. А1), в 2007 г. они достигли $1833 млрд, за год увеличившись на 29,9%. Предыдущий рекорд ($1364 млрд в 2000 г.) был превышен более чем на четверть. Инвестиции сокращаются из-за мирового финансового кризиса и защитных мер, введенных многими странами.

Эти же причины привели и к снижению количества сделок слияния и поглощения, в которых участвуют транснациональные компании (ТНК), отмечает UNCTAD. В январе – июле 2008 г. таких сделок было на треть меньше, чем год назад. Компании сворачивают планы по прямым инвестициям, утверждает UNCTAD, основываясь на опросе менеджеров 226 глобальных ТНК.

Почти 90% мировых ПИИ в прошлом году пришлись на сделки слияний и поглощений. Гораздо ниже доля проектов «гринфилд» (строительство новых заводов и т. п.), число подобных проектов в мире сократилось с 12 441 в 2006 г. до 11 703 в 2007 г.

Большинство компаний утверждают, что в ближайшие три года будут инвестировать гораздо меньше, чем в 2005–2007 гг. Больше других сократили инвестиционные планы компании из Северной Америки и Японии, оптимистичны лишь азиатские ТНК.

Зато привлекательность России для крупнейших ТНК повысилась (см. графики на этой странице). Улучшились в глазах инвесторов и позиции Бразилии, а вот Индия, США и Британия немного потеряли. На первом месте в планах крупнейших инвесторов по-прежнему Китай. Снижение инвестиционной привлекательности США понятно: это один из очагов мирового кризиса, говорит исполнительный директор Mergers.ru Юрий Игнатишин.

В 2007 г. ПИИ в развитые страны увеличились почти на треть, в развивающиеся страны – на 21% (новый рекорд). Страны с переходной экономикой (Юго-Восточная Европа и СНГ) получили на 50% больше ПИИ. Большая часть этих денег пришлась на Россию, Украину и Казахстан (85%). В России больше всего инвестируют в энергетику и другие отрасли, связанные с природными ресурсами, а также в торговлю, констатирует UNCTAD.

Наращивают заграничные инвестиции и российские компании: на них в 2007 г. пришлось 90% вложений из стран с переходной экономикой. К примеру, покупка канадской LionOre обошлась «Норильскому никелю» в $6,4 млрд. Российские компании инвестируют, чтобы укрепить свои позиции в стратегической области, считает UNCTAD.

По данным Центробанка, в первом полугодии ПИИ в российский нефинансовый сектор составили $30,6 млрд (рост на 21,4%). В прошлом году приток ПИИ составил $47,1 млрд. При сохранении сегодняшних темпов роста можно ожидать, что ПИИ останутся на прошлогоднем уровне или будут немного ниже, оптимистичен главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

В этом году уже сорвалось несколько сделок в российском энергетическом секторе, напоминает Игнатишин. Банковский кризис у нас был спровоцирован не отсутствием денег, а недостатком доверия, говорит экономист «Траста» Евгений Надоршин. Уже в следующем году банковский сектор восстановится и станет привлекательным для инвестиций, не будет проблем с привлечением ПИИ в нефтяной сектор, производство минудобрений, сферу IT-технологий, уверен Надоршин. Сильно отстало машино- и судостроение, там с инвестициями могут быть проблемы, полагает он.