Без поглощений

В связи с кризисом компании умеряют аппетиты. Или, выражаясь языком исследования КПМГ, выбирают органичный рост вместо слияний и поглощений

Вчера компания КПМГ обнародовала результаты нового глобального исследования о выборе стратегии развития в период кризиса. Опросив с 18 по 20 июня текущего года более 750 представителей руководства международных предприятий питания и розничной торговли, которые собирались в Мюнхене для участия во Всемирном деловом саммите CIES, эксперты КПМГ выяснили: более половины компаний (52,8%) полагают, что в период экономического спада инвестиции в устойчивое развитие будут либо приостановлены, либо сокращены, а 54,8% отказываются от планов диверсификации, поглощений и объединений и склоняются к стратегии «органичного роста».

По мнению Галины Ефремовой, директора по корпоративному управлению КПМГ в России и СНГ, приверженность принципам устойчивого развития – основа стратегии компаний не только в ритейле. Российские компании финансового, девелоперского и промышленного секторов придерживаются тех же взглядов. «Стратегия органичного развития – это консолидация активов и отказ от экспансивных методов развития с учетом реальных потребностей рынка. Это способ повышения инвестиционной привлекательности», – подчеркивает она.

Тем временем в России от прежних стратегий отказываются многие. «Северо-Западный телеком» сократил инвестпрограмму на 2,5 млрд руб. на следующий год. Намерены сокращать инвестпрограммы все МРК «Связьинвеста». Медиагигант News Corp. и второй по обороту в мире оператор наружной рекламы JCDecaux прекратили переговоры о продаже News Outdoor Group (NOG), крупнейшего российского оператора наружной рекламы. Сумма сделки могла составить $1,3–1,5 млрд (подробности см. на стр. Б6).

Покупать не на что

Результаты опроса КПМГ не удивляют Юлию Цепляеву, главного экономиста Merrill Lynch по России и странам СНГ: ничего другого большинству компаний сейчас не остается. По ее мнению, в сегодняшней ситуации заложено противоречие: капитализация компаний и стоимость активов стремительно падает, тогда как свободных средств на их приобретение в условиях кризиса ликвидности у компаний просто нет.

С 1 августа 2007 г. по 14 октября 2008 г. капитализация «Системы галс» на LSE упала на 94,4%, «Норникеля» – на 68,52%, «Роснефти» – на 47,81%, X5 Retail – на 43,29%, ВБД на NYSE– на 42,31%.

По данным Unicredit Aton, российским компаниям необходимо во втором полугодии 2008 – первом полугодии 2009 г. рефинансировать задолженность на сумму порядка $360 млрд.

«Пример г-на Дерипаски показывает, что те активы, которые массово скупались, теперь начинают продавать или отдавать. Оставляют только ключевые активы, – подчеркивает Ефремова. – Денег из фонда национального благосостояния на всех не хватит. Учитывая, что у российских корпоративных заемщиков 160 млрд долга, деньги на покупку новых активов им никто не даст. А собственных резервов для активных слияний и поглощений ни у кого нет».

«Сегодня получить кредиты на стратегические приобретения практически невозможно. Даже если предположить, что у кого-то и есть кэш, рисковать в условиях, когда не ясны параметры кризиса, никто не будет», – уверен экономист «Траста» Владимир Брагин. Подавляющее большинство коммерческих компаний заинтересованы в эффективном использовании уже имеющихся активов.

Сделки будут

На взгляд Брагина, в ближайшее время возможны дружественные слияния, но не поглощения. Вероятны политические приобретения (как это недавно произошло с «КИТ финанс», которую поддержала РЖД): компании с госкапиталом обладают большей устойчивостью и способны на подобные шаги.

«Приобретения будут сосредоточены преимущественно на сделках по покупке одними игроками отрасли других игроков или тех, что сильно интегрированы в процессы друг друга», – считает Ефремова.

В России востребованность в сделках сохраняется, полагает Майкл Кнолл, партнер, руководитель группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PricewaterhouseCoopers (PwC): «Особенно актуально это для среднего бизнеса: уровень цен стал более умеренным, что делает сделки более привлекательными для финансово устойчивых крупных российских и иностранных игроков. Такие сделки, как правило, не требуют привлечения долга, т. е. финансируются за счет собственных средств. Некоторым российским бизнесменам необходимо привлекать инвесторов для развития бизнеса, а в отдельных случаях придется продавать либо бизнес, либо часть бизнеса».

Девелоперы, строительные компании, банки и ритейлеры будут наиболее уязвимы в связи с ситуацией на рынке кредитования и снижения потребительских расходов, считает Кнолл. В целом Россия остается инвестиционно привлекательным рынком благодаря уверенной среднесрочной экономической перспективе. В PwC ожидают, что активность в области сделок слияния и поглощения в российском среднем бизнесе сохранится.

По мнению Цепляевой и Брагина, с наступлением 2009 г., когда станет ясна глубина кризиса, многие крупные игроки российского рынка смогут пересмотреть свои стратегии.

Партнер Deloitte по странам СНГ Штефан Ройттер более оптимистичен. Он ожидает, что 2009 год станет одним из самых успешных для российской экономики с точки зрения инвестиционного климата. По его мнению, уже сейчас крупные игроки (олигархи, крупные инвестфонды и частные инвесторы) пристально наблюдают за ситуацией и «держат порох сухим», чтобы использовать средства для выгодных приобретений. Уже в ближайшее время российский банковский сектор и ритейл ждет серия слияний и поглощений, которая оживит экономику, заключает Ройттер.