Горькая доля

Производители водки сокращают издержки и ожидают в новом году падения спроса на свою продукцию. Правда, если сети к тому времени сумеют перекредитоваться, коллапс отрасли не грозит

Приходите завтра. Дмитрий Добров

«Производители алкоголя попадают сегодня в интересные ситуации: например, логист крупной сети просит подписать дополнительное соглашение к договору, в котором оплата производится через три дня после того, как с самим логистом рассчитается сеть. А когда с ним рассчитается сеть, в договоре не говорится», – рассказывает Дмитрий Добров из «Росспиртпрома».

До 40% стоимости водки составляет акциз, обязанность по уплате которого возникает у предприятия в момент отгрузки оптовику, – он уплачивается предприятием в течение месяца после отгрузки. Отложить выплату акциза нельзя, поэтому компании изыскивают способы увеличить оборотный капитал, говорит представитель «Росспиртпрома» Дмитрий Добров. Вынужденные выполнять условия торговых сетей, они, в свою очередь, начинают диктовать правила поставщикам спирта, стеклотары и проч. Предправления «Синергии» Александр Мечетин подтвердил, что переговоры по отсрочке платежа за поставку спирта ведутся, но размеры отсрочки назвать затруднился, в «Русском алкоголе», «Русском стандарте» и «Гроссе» о подобных переговорах не знают. В основном поставщиков ЛВЗ ситуация пока не затронула, считает Добров. «На это потребуется некоторое время: на первом этапе сети увеличивают отсрочки платежей, затем отсрочки увеличивает дистрибутор и только потом завод. Мы сейчас на первом этапе, и, так как сетям пообещали выделить средства, есть шанс, что на нем и останемся», – замечает он. «Взаимоотношения с поставщиками спирта, тары, этикеток и прочего всегда довольно напряженные – учитывая темпы развития компании, – говорит Александр Коровка, представитель «Русского алкоголя». – Сейчас с этим проблем как раз нет: из-за сокращения спроса на водку со стороны сетей нам не требуется авральных поставок». Свою роль играет и то, что в ожидании осенне-зимнего скачка спроса производители закупали комплектующие заранее.

Мечетин прогнозирует замедление роста отгрузок по последнему кварталу 2008 г.: «Сейчас компания пересматривает CAPEX, инвестиции в основные средства будут уменьшены на сумму около $10 млн». По словам Мечетина, компания пересмотрела маркетинговую политику, проводятся и сокращения штатов. О сокращении 10–25% персонала сообщил гендиректор «Гросса» Виктор Самойлов. Объемы продаж снижаются из-за затруднительного положения сетей, а не из-за падения спроса, поясняет Вадим Касьянов, коммерческий директор «Русского алкоголя». В среднем по предприятиям «Росспиртпрома» снижение отгрузок составит 10–20%, каждая поставка рассматривается отдельно.

С учетом того что отсрочки платежей постоянно увеличиваются, а кредиты все менее доступны, на производителей ложится дополнительная нагрузка, вынести которую могут не все, рассуждает Добров. В сентябре часть своих активов выставила на продажу компания «Гросс», в середине октября прекратил производство холдинг «Веда», сократив предварительно больше трети сотрудников, говорит представитель крупной водочной компании. «Следующие кандидаты на вылет – все производители с годовым объемом производства меньше 1 млн дал», – уверен он. Окончательно отказался от продажи калужского «Кристалла» французской компании Belvedere владелец 62% акций завода Сергей Зивенко. Он пояснил, что французы предложили не устраивающую его схему финансирования сделки – из-за трудностей с финансированием головная компания не может позволить себе крупных единовременных выплат. Зивенко рассказал, что на ближайшем совете директоров из их состава будут исключены Серж Дер-Саагян и Ирина Дежко, топ-менеджеры ТД «Времена года» (принадлежит Belvedere), введенные туда в апреле 2008 г.