Дорогая экспансия

Совет директоров «Ростелекома» утвердил стратегию на 2009–2013 гг., предполагающую превращение в универсального оператора. Потребуется на это 82,3 млрд руб. – на 27,4% больше прошлогодней выручки
С.Портер

Выпадающие доходы компания планирует возмещать за счет географической экспансии и новых услуг, таких как широкополосный интернет-доступ (ШПД): к 2013 г. она рассчитывает занять 15% рынка ШПД в 35 крупнейших городах России. «Ростелеком» собирается работать по технологии Ethernet, а не DSL, как МРК; тем не менее конкуренция с МРК будет, признает Солодухин. Гендиректор «Связьинвеста» и председатель совета директоров «Ростелекома» Александр Киселев не возражает: «Связьинвест» и его миноритарный акционер АФК «Система» сами же и инициировали разработку новой стратегии «Ростелекома», сказал он «Ведомостям». Проникновение ШПД в регионах пока невысокое (в целом по России – менее 9%, данные iKS-Consulting), поэтому «Ростелеком» и МРК могут наращивать доли, не конкурируя друг с другом, считает руководитель пресс-службы «Системы» Юлия Белоус.

ОАО «Ростелеком»

Крупнейший российский оператор дальней связи. Акционеры – «Связьинвест» (50,67% голосующих акций), «КИТ финанс» (около 40%). Финансовые результаты (2007 г., МСФО): выручка – 64,6 млрд руб., чистая прибыль – 2,8 млрд руб. Капитализация в РТС на 6 ноября – $5,97 млрд.

В 2013 г., по прогнозу гендиректора «Ростелекома» Константина Солодухина, выручка оператора увеличится по сравнению с 2007 г. в 2,5 раза до 160,8 млрд руб., а OIBDA – в 4,3 раза до 48,1 млрд руб. Таких результатов Солодухин надеется достичь, став «лидирующим универсальным оператором». Для этого компания намерена строить сети, расширять перечень услуг, создавать совместные предложения с межрегиональными компаниями «Связьинвеста» (МРК; оказывают услуги местной связи в регионах), а также приобретать компании – в России, СНГ и Юго-Восточной Азии (в 2009–2011 гг.), а затем и в других странах. Капвложения в 2009–2013 гг. предусмотрены на уровне 35,6 млрд руб., на приобретения компания готова потратить еще 30–46,7 млрд руб. (пессимистичная оценка – 8 млрд руб.). «Ростелеком» генерирует достаточно средств для развития в рамках стратегии, запланированные капзатраты не выше объема капвложений компании за последние годы, уточнил Солодухин «Ведомостям». По данным компании, в 2006 г. ее инвестиции составили 8,16 млрд руб., в 2007 г. – 9,37 млрд руб., а в 2008 г. – 8,8 млрд руб.

Необходимость новой стратегии представители «Ростелекома» объясняют замедлением роста и усилением конкуренции на рынках междугородной и международной (дальней) связи, аренды каналов, магистрального интернета и передачи данных. В частности, за 2007–2013 гг. выручка компании от дальней связи снизится на 2,5% до 22,476 млрд руб., ждет «Ростелеком», а доля на рынке частных пользователей – с 84% до 60%. В конце июня у «Ростелекома» было, по данным его отчета, 2,35 млрд руб. свободной наличности.

Примерно такие же планы на рынке ШПД у конкурента «Ростелекома» – «Транстелекома»: он нацелен на 17% рынка ШПД к 2015 г. И то и другое – амбициозные планы, особенно для компании, которая до сих пор практически не работала напрямую с частными клиентами, замечает директор «Вымпелкома» по развитию ШПД в России Александр Малис.