Как сократить инвестиции

Правительство хочет, чтобы естественные монополии снизили стоимость инвестпрограмм, компании делать это пока не планируют

Чиновникам в первую очередь надо определиться с тарифами монополий – без них сверстать бюджеты невозможно, советует начальник аналитического отдела БКС Максим Шеин. Сотрудник РЖД надеется, что правительство в начале декабря утвердит ранее запланированный рост цен на грузоперевозки – в пределах 14%. Но этого может не произойти. «Роснефть» просит правительство рассмотреть вопрос о снижении тарифов транспортных монополий до уровня, действовавшего до 2007 г., сообщил «Интерфакс» со ссылкой на сотрудника компании. Представитель «Роснефти» от комментариев отказался. Сотрудник другой нефтекомпании рассказывал, что готовится коллективное письмо нефтяников в правительство на эту тему. Снижение тарифа приведет к падению доходов и инвестиций РЖД, говорит представитель монополии. С 1991 г. цены в секторе ТЭКа выросли в 451 раз, а тарифы на железнодорожные перевозки – только в 80 раз, отмечает он. Представитель «Транснефти» сказал лишь, что решение о тарифах – за правительством, представителю премьера о письме нефтяников неизвестно. Тарифы «Газпрома» уже утверждены: в среднем плюс 19,5% на транспортировку газа; 19,6% – рост оптовых цен на газ.

О возможном сокращении стоимости инвестпрограмм естественных монополий вчера заявил замминистра экономразвития Станислав Воскресенский. «Мы хотим сократить инвестпрограммы естественных монополий, в том числе «Газпрома», РЖД, только в стоимостном выражении из-за снижения цен на ресурсы, но сохранить физические объемы инвестпрограмм», – цитирует чиновника агентство «Интерфакс». Сам Воскресенский вчера не отвечал на звонки.

Инвестпрограмма «Газпрома» на 2009 г. еще не сверстана: только в конце этой или начале следующей недели ее проект рассмотрит правление концерна, говорит представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Может ли снизиться сумма инвестиций, он не комментирует, отмечая лишь, что у всех подразделений концерна «есть указание по максимуму сокращать стоимость закупаемых материалов, работ и услуг». 26 ноября совет директоров «Газпрома» должен рассмотреть «пути совершенствования» закупок оборудования и услуг, сообщила пресс-служба монополии. Инвестпрограммы в повестке дня нет. Год назад, когда «Газпром» верстал трехлетний план, прогноз по инвестпрограмме-2009 был 739,4 млрд руб. (+4% к плану на 2008 г. на тот момент и -10% к новому плану на этот год). А недавно зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов говорил, что инвестиции на 2009 г. «прогнозируются» на уровне 900 млрд руб. Впрочем, одна из «дочек» «Газпрома» – Nord Stream AG уже готовится к сокращению затрат: вторая очередь газопровода Nord Stream может подешеветь из-за снижения цен на сталь (общая смета проекта – 7,4 млрд евро), заявил вчера финансовый директор проекта Пол Коркоран.

РЖД запланировала инвестиции на 2008 г. на уровне 432,2 млрд руб. Но программа не принята – она корректируется после утверждения правительством сокращенного плана грузоперевозок на 2009 г. (-6%). Из-за этого монополия недополучит 75 млрд руб. доходов. Но уровень инвестиций РЖД хочет сохранить, сообщает ее представитель. Зато сократит расходы на 81 млрд руб., говорится в материалах к совету директоров компании: 13,7 млрд руб. – за счет снижения объемов перевозок, а 32,3 млрд руб. – за счет цен подрядчиков.

«Транснефть» сокращать инвестпрограмму не будет ни в физическом, ни в стоимостном выражении, обещает ее вице-президент Михаил Барков, но планов не раскрывает – программа не утверждена. Летом «Транснефть» раскрывала оценку капвложений на 2009 г. – 265,7 млрд руб. Объем инвестиций зависит от уровня тарифов на 2009 г., которые государство еще не утвердило, а те – от стоимости кредитов (проценты включаются в тариф), рассказывал менеджер монополии. В частности, монополия договаривается с Китаем о кредите на $10 млрд. Кроме этого, компания рассчитывает на помощь государства, говорит Барков.