Советы консультанта: По убыткам встречают


Один из вопросов, наиболее часто задаваемых хедхантерам, – «А сколько может стоить такой менеджер?» – сегодня приобрел особую актуальность. Российские собственники еще недавно были готовы выложить за понравившегося топа практически любую сумму. При принятии решения они руководствовались в основном логикой перекупщика. Оценка сотрудника по компенсации на предыдущем месте работы долгое время была самой распространенной, а «разумным инкризом» считалась 20–30%-ная прибавка. За последний месяц ситуация изменилась.

На передний план выходят два менее популярных в мирное время способа. Первый – оценка по возможным убыткам. Работодатель оценивает, сколько он потеряет, если данная позиция не будет закрыта. И уже для себя определяет, сколько он готов платить, чтобы этих потерь избежать. Этот метод помогает работодателю адекватно оценить значимость открытой позиции и избежать необоснованных переплат. Но он абсолютно не учитывает кандидата. А наш рынок труда – даже на фоне мирового кризиса – во многих секторах остается рынком кандидата, а не работодателя. Но метод все равно приобретает большую актуальность, так как владельцам все чаще приходится оценивать, чем грозит отсутствие правильного управленца в кризисное время.

Еще один метод оценки кандидата – по возможной прибыли. Работодатель взвешивает, сколько денег или иных выгод кандидат способен принести компании, и понимает, сколько он за это готов платить. Адекватно оценить кандидата, конечно, крайне сложно. И в этом минус данного способа. Зато он предельно индивидуален и демонстрирует возможную выгоду от конкретного человека в конкретной экономической ситуации.

Работодатель волен выбирать метод оценки кандидата. Но ему точно не стоит забывать, что плох тот кандидат, который ориентируется только на размер компенсации. Ибо денежная мотивация исчезает после первой же зарплаты.

В условиях кризиса, конечно, можно прогнозировать увеличение конкуренции среди кандидатов и снижение зарплатных ожиданий. Во-первых, уже ощущается снижение скорости и объема найма. Во-вторых, начинается приток западных кандидатов весьма высокой квалификации. И наконец, в скором времени высвободится ряд топ-менеджеров, специализирующихся на развитии бизнеса. Однако массовой переориентации рынка с кандидата на работодателя пока еще ждать не приходится. Что точно изменится, так это отношение работодателя к найму: в условиях кризиса придется подходить к процессу со всей серьезностью, как к любому инвестиционному проекту. Возможно, скоро мы сможем отметить, что компенсации для некоторых позиций будут пересмотрены в сторону увеличения – придется менять посредственных топов на очень сильных, способных эффективно управлять компанией в кризисное время. А настоящие профессионалы во все времена стоят денег.