Выходное пособие

ФСФР сменила один запрет на управление ценными бумагами для «Юниаструм банка» другим: банк лишен возможности оперировать на рынке, зато теперь вправе возвращать деньги инвесторам
С.Портер

«ЮНИАСТРУМ БАНК»

Универсальный банк. Акционеры: Bank of Cyprus – 80%, Гагик Закарян и Георгий Писков – по 10%. Один из крупнейших игроков рынка ОФБУ. Под управлением 78 фондов, общая сумма активов на 26 декабря 2008 г. – 1 млрд руб.

В пятницу ФСФР сообщила о возобновлении приостановленной 9 декабря лицензии «Юниаструм банка» на управление ценными бумагами. Однако вечером того же дня появился пресс-релиз, в котором уточнялось, что, хотя банк и предоставил «документы, подтверждающие устранение нарушений и принятие необходимых мер», у службы возникли новые вопросы. Они связаны с работой некоторых ОФБУ, пояснила замруководителя ФСФР Елена Курицына. ФСФР направила в банк предписание, фактически запрещающее любые действия кроме погашения паев, следует из текста, опубликованного службой сообщения.

ФСФР отмечает, что у «Юниаструм банка» были фонды, ориентированные на иностранные рынки (на этом специализировались ОФБУ многих банков, см. врез), а по новой редакции закона об инвестфондах (действует с весны этого года) такие инструменты доступны лишь квалифицированным инвесторам. «Сейчас мы выясняем, приобретались ли действительно за счет активов, находящихся в доверительном управлении, иностранные финансовые инструменты и были ли лица, в чьих интересах это делалось, квалифицированными инвесторами», – рассказала Курицына.

«Мы приостановили лицензию за нарушения, которые связаны с правилами доверительного управления ценными бумагами, – говорит Курицына. – Вопросы, связанные с тем, как и во что могут инвестировать ОФБУ, с падением стоимости – это скорее вопрос ЦБ, поскольку именно ЦБ регистрирует ОФБУ, их правила, в которых фиксируются принципы управления фондом, состав и структура его активов».

Курицына говорит, что поступившие в ФСФР обращения инвесторов на действия «Юниаструм банка» переправлялись и в ЦБ, чтобы он отреагировал в рамках своей компетенции. Однако информацией о результатах рассмотрения жалоб Банком России Курицына не располагает. Получить комментарии в Центральном банке не удалось: пресс-служба ЦБ к моменту получения объяснений ФСФР в пятницу вечером уже закончила работу и не отвечала на телефонные звонки.

«Позиция ФСФР разумна – они могут только приостановить лицензию по формальным признакам, тогда как инвестиционная декларация действительно утверждается в Банке России и у ЦБ есть необходимый инструментарий для контроля», – считает замначальника инвестдепартамента банка «Зенит» Сергей Матюшин.

Президент «Юниаструм банка» Гагик Закарян не стал комментировать действия ФСФР. Однако заверил, что банк всегда соблюдал инструкции ЦБ и ФСФР. «Мы уже устранили нарушения, если они еще есть, будем устранять далее», – сказал Закарян.