Банкротство в помощь

Чиновники готовы предложить компаниям, которые не могут расплатиться по долгам, новый вариант помощи – банкротство. Воспользоваться госгарантиями по кредитам компании пока тоже не могут

Все решения по вопросам, касающимся поддержки российского автопрома, которые обсуждались в Набережных Челнах в декабре прошлого года, согласованы, а постановления по ним приняты», – рассказал вчера на заседании президиума правительства вице-премьер Игорь Сечин.

На этом совещании автопроизводителям были обещаны госгарантии по кредитам, выкуп облигаций на 60 млрд руб., субсидирование ставки по автокредитам для покупателей автомобилей дешевле 350 000 руб. (см. статью на стр. Б1), госзакупки на 12,5 млрд руб. «Единственное решение, по которому есть просрочка, – выделение из бюджета 12,5 млрд руб. для финансирования госзакупок автомобилей российского производства», – отметил Сечин.

В Минфин комплекс мер по поддержке автопрома поступит в ближайшее время, «никаких конкретных денег пока не выделялось», утверждает представитель министерства. Из Минфина в правительство, по его словам, направлен только проект постановления о предоставлении системообразующим предприятиям госгарантий по кредитам. Получить комментарии пресс-службы правительства вчера не удалось.

На госгарантии по кредитам предприятиям, внесенным в список системообразующих, будет выделено 300 млрд руб.: 100 млрд – предприятиям ОПК, 200 млрд – остальным (см. врез). Объем гарантий лимитирован – не более 10 млрд руб. «в одни руки», отмечает чиновник Минпромторга. В исключительных случаях правительственная комиссия может увеличить госгарантии для конкретной компании, говорит чиновник аппарата правительства.

На прошлой неделе возможность предоставления госгарантий группе ГАЗ обсуждалась на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Источники, близкие к компании, рассказали, что ГАЗ просит госгарантий на 20 млрд руб. Представитель ГАЗа заседание комиссии и потребности в господдержке не комментирует. Предложения о господдержке для ГАЗа Минэкономразвития должно представить Шувалову на этой неделе, рассказали собеседники «Ведомостей».

Еще 4,5 млрд руб. рассчитывает получить «Камаз», рассказывали чиновники двух министерств и сотрудники предприятия. Компания подала заявку в Минэкономразвития на предоставление госгарантий, сообщил представитель «Камаза», не уточняя их сумму. «Соллерс» тоже претендует на госгарантии, но сумма заявки уточняется, отмечает сотрудник компании, ее представитель от комментариев отказался. Президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин говорил ранее «Ведомостям», что автоконцерн готов предложить государству облигации на 13 млрд руб., а механизм госгарантий не так интересен.

Одобрено предоставление госгарантий трем предприятиям ОПК, 19 получат субсидии, рассказывал в конце января министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Приняты решения о докапитализации РСК «МиГ» на 15 млрд руб., говорит чиновник Минфина. Предприятие денег не получило, знает источник, близкий к «МиГу», его представитель от комментариев отказался.

В качестве альтернативного варианта госпомощи предприятиям рассматривается и возможность их банкротства, рассказали чиновники двух ведомств, участвующих в обсуждении. «В банкротстве нет ничего страшного, компания не будет ликвидирована и сохранится целиком, – рассуждает один из них. – Оно означает прежде всего госнаблюдение и смену владельца, который не справился с управлением предприятием». Решение о банкротстве будет приниматься в индивидуальном порядке, отмечает другой чиновник, оговариваясь, что списка кандидатов на банкротство пока нет.

Источник, близкий к группе ГАЗ, говорит, что на совещании у Шувалова звучало предложение о банкротстве, но лишь в том случае, если ГАЗ не сможет рефинансировать долги (около $1,2 млрд по состоянию на октябрь, по оценке «ВТБ капитала») с помощью госгарантий. Представитель ГАЗа не комментирует возможность банкротства компании.