Для будущего: Вкусы президентов

Инаугурация Барака Обамы, 44-го президента США, повлечет исторические перемены в Белом доме.

Однако ставшее национальным символом здание с портиком, служащее первой семье страны офисом, домом и местом проведения официальных церемоний, ожидает гораздо больше, чем просто смена обитателей.

Как только новый президент был приведен к присяге, в вашингтонском доме, расположенном между Лафайет-сквер и парком «Эллипс», который вот уже 208 лет служит президентской резиденцией, начали ждать реконструкции. Она может охватить все пространство от Входного холла до спальни Линкольна. Наряду с назначением на должности в кабинете министров и передачей государственных тайн смена убранства Белого дома издавна является одним из основных элементов заведенного порядка передачи власти.

«Возможно, это и не главный вопрос для нового президента, – отмечает историк Уильям Сил, автор книги «Дом президента», который более 20 лет специализируется на исследованиях и публикует материалы по Белому дому. – Однако можете не сомневаться, что президентская семья уделит ему самое серьезное внимание».

Команда Обамы, созданная на переходный период, воздержалась от ответа на вопрос о планах нового президента в отношении дизайна Белого дома. Пока также не было официально объявлено, на кого будет возложена чрезвычайно ответственная обязанность по переоформлению всех или нескольких из 132 комнат здания. Но президентские историки, обозреватели Белого дома и ветераны дизайна интерьеров считают, что новоизбранный президент, его жена Мишель и их дочери Саша и Малия, несомненно, уже обсудили, как внести свой индивидуальный штрих в самую знаменитую из американских резиденций.

«Скорее всего они начали обсуждать это, как только впервые увидели свой новый дом», – рассуждает Каки Хокерсмит, который возглавлял работы по масштабному переоборудованию здания (они коснулись 25 комнат) в качестве декоратора интерьера в эпоху Билла Клинтона.

По традиции через несколько дней после окончания ноябрьских выборов семья Обама нанесла визит покидающему свой пост президенту Джорджу Бушу и его супруге Лоре. Пока главы семей говорили о политике, их жены обошли весь дом. Обычно супруга уходящего президента рассказывает историю всех комнат и помещений, а также объясняет их предназначение. Однако, по словам Лоры Буш, она также показала Мишель, сколько у нее будет места для хранения вещей, и позволила Саше и Малии попрыгать на кроватях, которые скоро станут их собственными. Супруги Обама также должны получить «переходные книги», составленные служителем Белого дома, со списком имеющихся в наличии предметов домашнего обихода из собрания Белого дома, в которое входит более 40 000 наименований.

«Вот когда вы по-настоящему получаете первое представление о богатой истории и величии этого места. Именно в этот момент вы начинаете представлять, как сделать это здание своим домом, – считает Хокерсмит, бывший член комитета по охране [сохранности] Белого дома – организации, созданной в 1964 г., в которую входят куратор Белого дома и директор Национальной галереи искусств. – Вы тут же понимаете, какая это непростая задача».

Начиная с 1800 г., когда Джон Адамс въехал в наполовину не достроенную резиденцию, новые президенты и члены их семей с огромным рвением спешили привнести свой стиль в убранство Белого дома.

Например, в 1817 г., когда в здании поселился Джеймс Монро с супругой Элизабет, здесь появилось более 50 предметов резной и позолоченной французской мебели в стиле ампир работы парижского краснодеревщика Пьер-Антуана Белланже. Произведения этого мастера также украшали королевские дворцы Франции. (Президент пристрастился к такой меблировке в годы службы послом США во Франции в конце XVIII в.)

В 1901 г., когда пост президента занял Теодор Рузвельт, они с супругой Эдит нашли обстановку слишком громоздкой и устаревшей. Для руководства расширением и ремонтом помещений срочно были наняты специалисты известного архитектурного бюро McKim, Mead & White. Президент и его супруга были вынуждены на шесть месяцев покинуть резиденцию. В ходе реконструкции здания было добавлено западное крыло и оборудован теннисный корт, восточному крылу был возвращен облик эпохи Федерации и появились новые интерьеры в стиле колониального Возрождения – влияние шотландского дизайнера конца XVIII в. Роберта Эдама.

Знаменитое переоборудование Белого дома супругами Джоном и Жаклин Кеннеди в 1960-х гг. известно охотой за подлинными предметами старины, связанными с домом и его историей. Первая леди обратилась за помощью к известному американскому декоратору Дороти Мэй Периш, чтобы оформить интерьер в стиле эпохи Федерации. Позже она воспользовалась услугами Генри Дюпона (известного коллекционера предметов культуры и быта Америки) и Стефана Будена (авторитетного парижского дизайнера из дома Jansen). Они помогли в приобретении предметов интерьера и привнесли во внутреннее убранство здания больше строгости и изысканности.

Серьезно отнеслась к переоборудованию Белого дома и Нэнси Рейган, которая переехала сюда с супругом-президентом в 1981 г. Для этого она обратилась за помощью к Теду Грэберу – декоратору из калифорнийского Беверли-Хиллз, популярному среди знаменитостей Западного побережья. Ремонту подвергся ряд комнат, включая 2-й и 3-й этажи, а также комната для брифингов с представителями прессы. Помещение для хранения вещей было переоборудовано в косметический кабинет и гардеробную цвета лосося, а западная спальня – в небольшой спортзал. Среди новых элементов декора – сделанные на заказ обои ручной росписи с изображением китайских птиц в главной спальне, а также собственная мебель семьи Рейган в рабочем кабинете президента.

За два срока президентства Джорджа Буша были переоборудованы спальня Линкольна, гостиная, Кабинетная комната и Зеленая комната. Особое внимание уделялось энергосбережению: были установлены компактные флуоресцентные лампы, туалетные бачки и водопроводные краны с низким расходом воды, а внешняя часть дома оснащена светодиодами. Лора Буш ввела новые официальные обеденные сервизы стоимостью около $500 000.

«Ответственность за переоформление Белого дома ложится на первую леди, и многие, как Джеки Кеннеди и Нэнси Рейган, хотели не просто по-новому оформить интерьер, а придать Белому дому более величественный и соответствующий эпохе вид, – отмечает Карл Сферрацца Энтони, историк Национальной библиотеки первых леди. – Супруга президента контролирует все – от покрасочных работ и приобретения мебели до драпировки стен и покупка постельных принадлежностей».

Расходы покрываются из нескольких источников. Среди них – конгресс США, который ежегодно выделяет $1,6 млн на ремонт и реконструкцию Белого дома, в том числе $100 000 каждые четыре года – на жилые помещения. Иногда частные пожертвования вносят друзья и сторонники президента. Нередко члены президентской семьи самостоятельно оплачивают некоторые приобретения. Кроме того, Историческая ассоциация Белого дома (некоммерческое образовательное учреждение) предоставляет средства на поддержание сохранности здания, поступающие из двух источников дохода – Благотворительного фонда Белого дома ($33,8 млн), средства из которого расходуются на косметический ремонт общих помещений и сохранность дома, и Закупочного фонда Белого дома ($6 млн), средства которого направляются на пополнение постоянно действующей коллекции предметов изящного и декоративного искусства.

Президент и первая леди, как правило, уделяют главное внимание жилым помещениям, которые включают 14 комнат, семь ванных комнат, а также Восточную и Западную гостиные на 2-м этаже. В их распоряжении многочисленные предметы мебели и интерьера, относящиеся к первым дням существования Белого дома, а также около 500 произведений декоративно-прикладного искусства. По словам куратора резиденции Билла Альтмана, среди них есть и более современные работы – Генри Таннера, первого представленного в коллекции чернокожего художника, Джорджии О’Киффе, первой представленной в коллекции женщины-художника. Новым жильцам предоставляется на удивление большая свобода, однако для внесения изменений во внешний вид некоторых комнат необходимо проконсультироваться с Комитетом по охране [сохранности] Белого дома.

Пока что о намерениях семьи Обама по реконструкции Белого дома известно немного. Однако президентские историки полагают, что радикальные изменения вряд ли предвидятся. «Изменение убранства Белого дома в конечном счете мероприятие политического характера. Поэтому новые шторы сейчас не являются приоритетной задачей семьи Обама, – рассуждает Р. Луис Боффердинг, историк дизайна и мебельный дилер. – США участвуют в двух войнах, а подобной ситуации в экономике не было со времен Великой депрессии. При таком раскладе мы едва ли станем свидетелями дорогостоящих и масштабных преобразований интерьеров Белого дома».

Уильям Сил согласен с мнением о том, что важно учитывать настроения в обществе. Он приводит в пример Авраама Линкольна, который вступил на пост президента в 1861 г., когда страна была на пороге гражданской войны. Президент поручил отделку Белого дома своей супруге Мэри Тодд и предоставил ей бюджет в $20 000. Несколько месяцев спустя потребовалось выделить еще две суммы – на оплату французского фарфорового обеденно-десертного сервиза, ковров, французских обоев, штор и богато украшенного спального гарнитура, в который входила знаменитая кровать Линкольна. «Линкольн был вне себя – он понимал: жителям охваченной беспорядками страны вряд ли понравится, что президент покупает предметы роскоши», – рассказывает Уильям Сил.

Некоторые из президентских семей столкнулись с критикой своих дизайнерских решений. Джон Куинси Адамс подвергся критике за покупку бильярдного стола на государственные средства, стиль Джеки Кеннеди многие на Капитолийском холме считали слишком французским, а Нэнси Рейган оказалась в центре пересудов после того, как потратила $210 399 на ало-кремово-золотую фарфоровую посуду в период, когда экономика США находилась в состоянии спада.

«То, как супруги Обама оформят Белый дом, получит широкое освещение в прессе, – утверждает Энтони. – Но то, как они справятся с ролью хозяев дома, фактически являющегося национальным музеем США, навсегда останется достоянием истории».