Учиться, чтобы не работать

До 50% выпускников вузов в 2009 г. не смогут найти работу по специальности – таков прогноз экспертов. Как государство пытается спасти молодежь от безработицы?

Уже потратили. Владимир Миклушевский

заместитель министра образования. «Первая антикризисная мера – увеличение бюджетных мест в магистратуре (с 20 000 до 35 000) и аспирантуре (на 3000) – обошлась бюджету почти в 2,5 млрд руб.»

Правительство, Министерство образования и Министерство социального развития подготовили программу по содействию трудоустройству граждан, в частности выпускников вузов, – на эти цели будет выделено 46,15 млрд руб. Но, по мнению заместителя министра образования Владимира Миклушевского, из 700 000 прогнозируемых выпускников 2009 г. 14% не смогут найти работу. Оценка ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова еще пессимистичнее – 50%.

Ситуация на рынке труда не сулит бывшим студентам ничего хорошего. В феврале официальная безработица превысила 1,8 млн человек, подсчитали в Роструде. По прогнозам руководителя центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, к концу года официально она вырастет до 3 млн человек, а реальный показатель и вовсе достигнет 10–12 млн. По информации кадровых агентств, рекрутинг приостановили большинство компаний-клиентов, среди которых Coca-Cola, Procter & Gamble, Mars, Philips, «Северсталь ресурс» и др. «Вимм-билль-данну» важнее сохранить имеющихся сотрудников», – объясняет член совета директоров компании Марина Каган. «Выпускник без опыта работы не выдержит конкуренции с уволенными специалистами», – уверен ректор РЭШ Сергей Гуриев. Работодатель в России тратит на переобучение выпускника 1–1,5 месяца, так что за 2007 г. у компаний на подготовку персонала ушло более 500 млрд руб., подсчитывает Кузьминов.

Министерство образования увеличило число мест в аспирантуре и магистратуре, но средняя стипендия там 1000 руб., а значит, студенту все равно придется искать заработок или сидеть на шее у родителей, смотрит правде в глаза заместитель заведующего кафедрой финансов Финансовой академии Светлана Солянникова. Кузьминов предлагает увеличить стипендии до прожиточного минимума (4330 руб.), но, по словам Миклушевского, у министерства на это денег нет. «Дело не только в стипендии. Учеба в магистратуре – не массовая мера, она требует от студента способностей и желания заниматься наукой», – считает директор института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

Второй пакет мер – региональные программы (на 2 марта в Минздравсоцразвития их поступило уже 82), в которых предусмотрены курсы переподготовки (для 173 400 работников), около 947 000 временных рабочих мест, включая 20 700 стажировок для выпускников вузов. На программу выделено 43,7 млрд руб. «В том числе мы направили деньги на зарплату выпускникам (в рамках создания стажировок) на уровне МРОТ (суммарно – 89,6 млн руб.)», – поясняют в пресс-службе ведомства. Конкурса на стажировки не будет: места получат те, кто либо первым обратится к работодателю, либо зарегистрируется на бирже труда. Если подходящих вакансий нет, обратившиеся смогут переобучаться востребованным специальностям, комментирует представитель Минздравсоцразвития. По словам Миклушевского, 49% принятых программ переподготовки составляют курсы учреждений начального профессионального образования, среднего – 27% и высшего – 14%. В министерствах объясняют это тем, что на рынке труда не хватает рабочих специальностей. «Это не так, – говорит директор центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон. – Не понятно, где будут работать новые синие и черные воротнички». Ведь темпы промышленного роста, по данным Росстата, снизились почти вчетверо – до 1,6%.

Директор центра региональных исследований АНХ Сергей Зуев и вовсе сомневается, что люди с высшим образованием будут переучиваться на рабочие специальности. «Я лучше пойду работать по смежной специальности, например бухгалтером! А чтобы заработать деньги, можно в официантки пойти и не переучиваться», – говорит студентка 4-го курса финансового факультета РЭА им. Плеханова Юлия Лисечко. «Они будут вынуждены переквалифицироваться, – возражает Абанкина. – Первый месяц побрезгуют, а потом деваться будет некуда – финансовые запасы населения очень низкие».

Еще одно предложение Министерства образования – долгосрочные программы переобучения (2–3 года). «После кризиса изменится рынок труда и понадобятся другие специалисты, например в сфере операционного менеджмента и информационных технологий», – прогнозирует Миклушевский, уточняя, что финансирования под это еще нет. По мнению проректора ГУ-ВШЭ, заведующего лабораторией исследования рынка труда Сергея Рощина, сейчас невозможно предугадать, какие специальности будут востребованы после кризиса. Для начала инженеров заводов надо научить работе на компьютере и иностранным языкам, язвит Гуриев.

«Если до декабря 2008 г. от компаний поступало 50–70 предложений, то сейчас – 8–10, поэтому мы сами выходим на работодателя и договариваемся о трудоустройстве наших выпускников», – говорит руководитель службы содействия занятости РГГУ Дмитрий Шевченко. В центре развития карьеры ГУ-ВШЭ стали обращаться к госкорпорациям и ведомствам, где ситуация стабильнее, объясняет руководитель центра Ольга Борисова.

Другое решение – вакансии в альма-матер. «Когда есть открытые позиции, мы отдаем предпочтение своим выпускникам, но зарплаты там немногим выше МРОТ», – говорит ректор РГГУ Ефим Пивовар.

«Принятые меры – это в большой степени консервация структурной безработицы», – считает Зуев. По мнению Солянниковой, «деньги потрачены зря и ожидаемого эффекта не принесут». И только Гимпельсон не теряет оптимизма: «После кризиса молодые люди получат преимущество, став локомотивом экономического подъема».