Авиатор Чемезова

Создать конкурента «Аэрофлоту» гендиректору «Ростехнологий» Сергею Чемезову поможет замминистра регионального развития Владимир Бланк
А.Беленький

Об интересе «Ростехнологий» к авиации стало известно в начале 2008 г.: тогда Чемезов заявил о создании вместе с альянсом «Эйрюнион» нового перевозчика с контролем у госкорпорации. «Надо создавать компанию – конкурента «Аэрофлота», – объяснял он. Но через полгода «Эйрюнион» из-за долгов прекратила полеты. На помощь альянсу пришло правительство Москвы, которое в итоге и стало партнером «Ростехнологий» в будущем авиахолдинге (рабочее название – «Росавиа»). Москва пообещала внести в компанию пакет «Атлант-союза», а госкорпорация – 10 перевозчиков. Кроме компаний «Эйрюнион» – «Красэйр», «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ) и «Самары» – госкорпорация получила от государства «Владавиа», «Дальавиа», «Сахалинские авиатрассы», «Кавминводыавиа», «Оренавиа», «Саратовские авиалинии», ГТК «Россия» (пока ФГУП).

«Российские технологии»

государственная корпорация. Собственник – государство. Создана указом президента весной 2008 г. Госкорпорации передаются доли в 244 ОАО и 180 ФГУПах (после акционирования).

У Чемезова скоро появится советник по авиации, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к госкорпорации, – замминистра Владимир Бланк. Бланк подтвердил «Ведомостям», что принял предложение Чемезова. Он выйдет на работу, как только распоряжение об увольнении подпишет премьер Владимир Путин. Сейчас у Чемезова семь советников по основным видам деятельности холдингов, входящих в корпорацию, – металлургия, автопром, ОПК и проч., уточнил ее представитель (назначение Бланка он не комментирует).

Бланк никогда не работал в авиации, но он хорошо разбирается в финансах (работал в банке, курировал финансовую сферу в Минрегионразвития, см. врез), отмечает источник, близкий к госкорпорации. Именно такой специалист и необходим сейчас «Ростехнологиям», чтобы разобраться с авиационными активами, полагает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Работы у Бланка будет много, предупреждает Пантелеев: все авиаактивы госкорпорации имеют финансовые проблемы. Четыре из них («Красэйр», ДАЛ, «Самара» и «Дальавиа») лишены сертификатов эксплуатанта и находятся в стадии банкротства. Эти активы уже не учитываются при формировании «Росавиа», рассказывали источники, близкие к учредителям компании. Тем временем госкорпорация уже поручилась по кредитам пяти компаний на 5 млрд руб.

Из всех активов, которые войдут в «Росавиа», самые ценные – ГТК «Россия» и «Владавиа», отмечает Пантелеев. Особое внимание надо будет уделять ГТК, считает эксперт: в частности, придется договариваться с правительством Петербурга, которое претендовало на долю в компании, а также настаивает, чтобы она сохранила петербургскую прописку. По словам Бланка, в его задачи входит сформировать корпоративное управление в ГТК «Россия» в интересах «Ростехнологий», а также осуществлять финансовый контроль над компанией. Бланк договорится с Петербургом, уверен чиновник Смольного: у него хорошие отношения с губернатором Валентиной Матвиенко.

В будущем Бланк может занять пост первого заместителя гендиректора ГТК «Россия», говорят близкий к компании источник и чиновник Смольного. Сам Бланк, представители госкорпорации и ГТК это не комментируют. По мнению Пантелеева, Бланк может рассчитывать и на кресло гендиректора ГТК.