Renault не поможет

Плану правительства предоставить деньги «АвтоВАЗу» через допэмиссию акций может помешать Renault. У компании нет ни денег, ни желания мириться с уменьшением своей доли

«АвтоВАЗ»

Крупнейший в России производитель легковых автомобилей. Совладельцы – Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» (по 25% плюс 1 акция). Финансовые показатели (РСБУ, 2008 г.): выручка – 160 млрд руб., чистый убыток – 6,2 млрд руб.

«АвтоВАЗ» рассчитывает на госпомощь в 26 млрд руб., но госгарантий (на один автоконцерн только 10 млрд руб.) заводу мало. Чтобы помочь предприятию, правительство обсуждает вариант проведения допэмиссии акций «АвтоВАЗа», для чего может понадобиться докапитализация «Ростехнологий». Первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью «Интерфаксу» сказал, что все существующие акционеры, включая Renault, будут иметь возможность внести деньги [во время эмиссии].

Такой механизм не устраивает менеджмент Renault. «Теоретически идея прекрасная, но практически мы как акционер не можем приветствовать то, что наша доля в «АвтоВАЗе» размоется», – заявил в пятницу гендиректор Renault в России Кристиан Эстев. Хотя, по его словам, помощь «АвтоВАЗу» со стороны государства французская компания поддерживает, но вопрос о допэмиссии «нужно обсуждать тщательно и детально». Ведь прямых денежных вливаний в «АвтоВАЗ» Renault, по словам Эстева, не планировала.

Владея блокпакетом, Renault может заблокировать допэмиссию. Представитель «Ростехнологий» от комментариев оказался. Представитель «АвтоВАЗа» отмечает, что допэмиссия – лишь один из многих вариантов помощи, обсуждаемых в правительстве. С «Тройкой диалог» он также не обсуждался, уверяет сотрудник компании. Шувалов отметил, что если с эмиссией не выйдет, то правительство найдет «другие способы, как долговое бремя «АвтоВАЗа» сделать исполнимым».

Варианты помощи государства «АвтоВАЗу» на этой неделе будут еще раз рассмотрены на совещании у заместителя министра экономического развития Олега Савельева.

Renault купила блокпакет акций «АвтоВАЗа» в прошлом году за $1 млрд. Сейчас капитализация завода – $285 млн. Владение долей в «АвтоВАЗе» принесло Renault в 2008 г. 117 млн евро убытка, в основном из-за переоценки его стоимости. Зато Renault через «АвтоВАЗ» получает долю на рынке, так что власти могут уговорить компанию согласиться на эмиссию, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Выходом мог бы быть выпуск привилегированных акций, но у «АвтоВАЗа» их уже 25%, больше нельзя по закону. Есть и другой вариант, допускает Сахнова: Renault может оплатить эмиссию оборудованием или технологиями.