Некуда отчитываться

Борьба с коррупцией застопорилась: власти никак не решат, кто должен проверять декларации о доходах чиновников и нужен ли единый антикоррупционный орган

Вчера Дмитрий Медведев, сообщила президентская пресс-служба, подал декларацию о доходах по новым правилам: он оформил ее не только на себя, но и на супругу и сына. Так же в этом году поступят еще 52 высших чиновника: сотрудники администрации президента – руководитель, его замы, помощники президента, полпреды – и члены правительства.

Остальные чиновники страны начнут декларировать свои доходы и доходы членов семьи лишь с 2010 г., но кто именно должен отчитываться и кто проверять декларации, до сих пор не ясно.

26 февраля начальник управления администрации президента по кадровым вопросам и госнаградам Владимир Осипов объявил, что готовятся два указа: один – с перечнем государственных и муниципальных служащих, обязанных декларировать доходы по новым правилам, другой – о создании антикоррупционных служб во всех органах исполнительной власти. Указы не вышли, источник в администрации не знает, когда это произойдет.

Как рассказал чиновник, близкий к руководству президентского совета по противодействию коррупции, два указа взаимоувязаны: предполагалось, что службы должны заниматься урегулированием конфликтов интересов, а также проверкой деклараций. Сейчас это делают параллельно налоговые органы и кадровые службы (административные департаменты) министерств и ведомств. На заседании президентского антикоррупционного совета 10 марта обсуждалось, что помимо налоговой службы руководители ведомств должны будут подавать декларации в тот орган власти, который их назначает, рассказал член совета Анатолий Кучерена. Не ясно, например, куда подавать декларацию председателю Счетной палаты Сергею Степашину, которого по представлению президента утверждают депутаты. Как выразился другой участник заседания, проекты документов, регламентирующих работу антикоррупционных служб, «еще совсем сырые».

Идет спор и о том, нужно ли создавать единый госорган для борьбы с коррупцией, говорит чиновник, близкий к совету, эта идея обсуждалась при подготовке антикоррупционных законов. В законе «О противодействии коррупции» даже осталось положение, что по решению президента могут формироваться органы в составе чиновников и иных лиц для координации деятельности по реализации госполитики по противодействию коррупции. По словам источника, близкого к президентской администрации, проект такого органа сейчас в Кремле, его авторы – группа экспертов и сотрудники Минюста.

Идет борьба, говорит источник в администрации: прокуратура хочет быть единственным координирующим антикоррупционным ведомством, хотя в законе написано, что она координирует в этой сфере только правоохранительные ведомства. Единый орган мог бы заниматься мониторингом ситуации, продолжает он, контролем за исполнением положений законодательства, запрашивать у чиновников декларации и иметь возможность увольнять их в случае отказа предоставить данные. Этому органу могут передать контроль за деятельностью всех антикоррупционных служб, хотя этим может заниматься и уже существующее ведомство – тот же Минюст, добавляет источник в антикоррупционном совете.

Правительство против создания единого органа, говорят несколько собеседников «Ведомостей». Сотрудник Минюста сообщил, что документ о создании единого органа не готовился и не обсуждался.

Мнения политиков разделились. С предложением образовать единый антикоррупционный орган, объединив службы собственной безопасности всех правоохранительных ведомств, обратился к Медведеву лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

«Нового государственного органа для проверки деклараций создавать не следует, – заявил «Ведомостям» лидер «Справедливой России», председатель Совета Федерации Сергей Миронов. – Главным «органом» должно быть само общество. А для этого процесс декларирования должен быть максимально публичным: специальный сайт или особые разделы на официальных сайтах ведомств». Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников также против создания единого органа.

Таким контролирующим органом могла бы стать Счетная палата, полагает Павел Кудюкин из Высшей школы экономики, но у идеи о новом антикоррупционном супероргане один недостаток: нет гарантий, что и он не будет коррумпированным.

Указ о новом порядке декларирования доходов будет издан в апреле-мае, прогнозирует член антикоррупционного совета. Он объясняет это еще одним соображением: появление такого указа во время декларационной кампании (она закончилась вчера) могло бы запутать чиновников, которых это коснется лишь в следующем году.