Мягкая посадка

Sukhoi Superjet примет пассажиров в начале следующего года, пообещал гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян, встречая в Жуковском два опытных самолета

Посадка первого лайнера была настоящим шоу: в небе его сопровождали два истребителя Су-35 камуфляжной окраски (этот самолет, как и SSJ, проходит сертификационные испытания). Второй лайнер, который летом будет представлен на авиасалоне в Ле-Бурже, прибыл через час.

Испытания SSJ завершатся к концу года, рассказал Погосян, а уже в начале 2009 г. самолет повезет пассажиров (первый лайнер достанется «Аэрофлоту»). Пока единственные пассажиры SSJ – летчики-испытатели. Все они бывшие пилоты истребителей. Сейчас SSJ – это «летающие лаборатории», напичканные приборами, и эти образцы авиакомпании не получат, объяснил командир экипажа одного из самолетов Леонид Чикунов.

«Гражданские cамолеты Сухого»

производитель SSJ100. Акционер – АХК «Сухой» (100% акций). Чистый убыток – 1,32 млрд руб. (2008 г., РСБУ). Первоначальная стоимость проекта SSJ – $1,4 млрд. Партнеры – Alenia Aeronautica, Boeing, Snecma.

Чтобы получить российский сертификат, SSJ надо совершить около 400 «зачетных» полетов, сейчас у обоих самолетов – около сотни, говорит сотрудник «Сухого».

Лайнер послушен в управлении, экономичен – на 3500 км от Новосибирска до Жуковского потратил 8 т керосина, тогда как его аналогу – Ту-134 потребовалось бы более 12 т, делится наблюдениями Чикунов. Топливные характеристики SSJ на 10–15% лучше, чем у самолетов Embraer и Bombardier, он дешевле в эксплуатации, имеет двигатели с низким уровнем шума, хвалит новинку Погосян. А вот ответ про цену SSJ был уклончив: «Это отдельный предмет переговоров с заказчиками». Сумму в $30 млн Погосян назвал близкой к каталожной стоимости версии SSJ на 115 кресел. Но почти все заказы (около 100) «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) – на базовую модель в 95 кресел. По словам Погосяна, этих заказов достаточно для серийного производства в 2010–2011 гг. Впрочем, кризис осложняет жизнь, признался гендиректор «Сухого»: «Эйрюнион» и «Дальавиа» (заказали 21 самолет) обанкротились, «Дальавиа» (шесть самолетов) требует вернуть депозит в 50,2 млн руб.

Но за господдержкой ГСС не обращалась, добавил Погосян: на днях итальянская Alenia выкупит допэмиссию акций компании. ГСС получит $250–280 млн, говорят близкие к ней источники. Впрочем, вчера Погосян старался не говорить о проблемах. «Любуйтесь самолетами»,– посоветовал он. И сам, не удержавшись, фотографировал мобильным телефоном один из SSJ. На вопрос «Ведомостей», можно ли считать проект SSJ реализованным, он ответил: «Конечно. Я всегда смотрю вперед».