Большая перемена: MBA не трогать!


«Не вызывает ли у вас подозрения тот факт, что в секторе, который нанимал самое большое число выпускников MBA, менеджеры проявили себя столь гротескно отвратительно? Экономический кризис продемонстрировал серьезные недостатки современной системы бизнес-образования и поставил под сомнение саму идею бизнес-образования». Это лишь одна цитата из The Wall Street Journal, могу привести еще десяток из других изданий. Газеты пестрят рассуждениями о бессмысленности или, как минимум, серьезной девальвации бизнес-школ.

Одна из главных претензий – акцент программ MBA на краткосрочные решения и упрощенный подход к задачам. «Мы воспитали поколение потенциальных лидеров, не обращающих внимания на долгосрочную стабильность бизнеса в достаточной мере» – еще одна цитата из WSJ.

Деканы бизнес-школ уже каются вовсю: недосмотрели, да, надо быть социально еще ответственнее, готовить студентов смотреть на проблемы глобально, учить их предсказывать кризисы и т. д.

Только вот я не пойму, к чему эти оправдания.

Программа MBA длится год или два, за которые студентам дают представление о том, на каком языке говорят сотрудники многочисленных департаментов крупных корпораций, какие концепции сейчас используются для решения стандартных бизнес-проблем. Естественно, это приводит к серьезному упрощению программы по каждому конкретному предмету. Естественно, задачи, которые рассматриваются здесь, – всего лишь симуляция реальных бизнес-процессов, которая предполагает быстрое и сиюминутное решение. Но какова альтернатива?

Я, например, никогда раньше не слышал о биномиальной модели оценки опционов, методе 5C в маркетинге, равновесии Курно, обманном эффекте объема при распределении непрямых затрат, проблеме бутылочного горлышка на массовом производстве и проч. Может быть, многим «отраслевикам» эти концепции покажутся детским садом. Но знают ли они их одинаково глубоко? Мир стал так сложен, что обучить всему даже в рамках одного предмета уже невозможно. И упреки в ограниченности бизнес-образования напоминают мне мои детские переживания о том, что Пуанкаре или Ньютон знали всю современную им математику, а нынешние ученые не знают. Да, не знают, но это не мешает им творить: они сначала проходят все понемногу, не доходя до границы, а потом концентрируются на отдельном секторе и границы раздвигают. Так и студенты MBA вникают в основные принципы бизнеса, чтобы со временем, изучив работу конкретной компании, двигать ее вперед.

Не надо путать причины и следствия: инвестбанки разорились не потому, что нанимали плохих выпускников MBA, а потому, что система, созданная много десятилетий назад, поощряла их к риску. Рискуя, они зарабатывали много денег и скупали талантливых людей, в том числе и в бизнес-школах. Там их много.