Трубки больше не нужны

В I квартале 2009 г. россияне приобрели на 29% меньше сотовых телефонов, чем годом ранее, подсчитали аналитики и ритейлеры. Падение объема рынка в деньгах еще более впечатляющее – 30–54%
М.Стулов

Представители крупнейших производителей телефонов – Nokia, Samsung и SonyEricsson не ответили на вопросы «Ведомостей» об итогах I квартала.

Объем розничных продаж сотовых телефонов в штуках по итогам I квартала 2009 г. снизился на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., подсчитал преподаватель программы «МВА-маркетинг» Академии народного хозяйства Владимир Богданов (в 2002–2007 гг. – вице-президент «Евросети» по маркетингу). По его оценкам, за первые три месяца 2009 г. в России было продано 5,48 млн сотовых телефонов против 7,7 млн годом ранее. Средняя цена трубки упала на 10% с 5564 руб. до 5065 руб., считает Богданов. В результате расходы на телефоны сократились на 35% до 27,8 млрд руб., в долларах из-за девальвации рубля падение еще больше – до $0,82 млрд (-54%).

Объем рынка в штуках, по оценкам «Евросети», действительно снизился примерно на 30%, а снижение продаж в «Евросети» составило 17–18%, говорит ее представитель Наталья Аристова. Сейчас рынок логичнее измерять в штуках, а не деньгах, так как в начале года телефоны продавались по старым ценам, добавляет она. По оценкам «Связного», в I квартале 2009 г. сеть продала на 2,4% больше трубок, чем годом ранее, – 1,23 млн шт. Но в целом по рынку падение действительно составило 29%, соглашается пресс-секретарь компании Елена Ноготкова. Общее количество проданных телефонов «Связной» оценивает на том же уровне, что и Богданов, – 5,5 млн шт. Cредняя цена проданного телефона снизилась на 6,4% до 5310 руб., добавляет Ноготкова. А по оценкам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, падение рынка в I квартале было не столь значительным. Число проданных трубок сократилось на 11% до 6,6 млн, а объем рынка в долларах упал на 30% до $0,84 млрд, добавляет Муртазин.

За I квартал 2009 г. по сравнению с 2008 г. доля двух крупнейших продавцов телефонов перевалила за 50%, утверждает Богданов. Доля «Евросети» выросла с 32% до 33%, а «Связного» – с 17% до 22%. Данные Муртазина скромнее: доля «Евросети» сократилась с 31,5% до 30%, а «Связного» – выросла с 18% до 19%. Значительное увеличение присутствия «Связного» Богданов объясняет тем, что в отличие от «Евросети» компания продолжает открывать салоны в новых городах. Ранее представитель «Евросети» рассказывал «Ведомостям», что за последнее время число салонов сократилось на 10%. А число салонов «Связного», наоборот, выросло на 9,3%, утверждает Ноготкова. Аристова оценивает долю «Евросети» по итогам I квартала 2009 г. в 34–35%. На «Связной» приходилось 22,4%, добавляет Ноготкова.